Университет для неравнодушных людей

Межвузовский научно-практический семинар «Виртуальная реальность современного детства»

13 апреля 2017 года

Новые технологии в виде компьютеров, планшетов и других  электронных устройств активно вторгаются в  жизнь наших детей, начиная с первых  месяцев жизни. Это «безобидное» занятие радикально меняет формы деятельности и общения детей, что вполне устраивает не только детей, но и родителей. Востребованность разнообразных компьютерных программ для маленьких детей очень высока. Данная область компьютерных технологий бурно развивается и стала большой статьей успешного бизнеса. Это новое явление современного детства бросает вызов психологам и безусловно нуждается в осмыслении и исследованиях. Если воздействие компьютерных игр на подростков и взрослых неоднократно становилось предметом исследований, то роль КТ в раннем детстве остаётся практически неисследованной. Между тем известно, что ранний возраст является наиболее ответственным периодом, когда закладываются основные человеческие способности: общение и отношение к сверстникам, образ себя, речь, восприятие, познавательная активность, наглядно-действенное мышление и пр. Отражается ли использование КИ на формировании этих процессов? С какого возраста возможно приобщение детей к виртуальной реальности? Можно ли рекомендовать КИ маленьким детям и какие именно?

Эти вопросы обсуждались на семинаре, организованном Центром игры и игрушки МГППУ. В семинаре участвовали как специалисты по компьютерным играм (КИ), так и учёные и практики, работающие с детьми раннего и дошкольного возраста (психологи, психиатры, педиатры и др.)  Практически все участники подчёркивали  актуальность и остроту данной проблемы и практическое отсутствие  качественных содержательных исследований. Вместе с тем  в социологически ориентированных исследованиях получены многочисленные и достаточно интересные данные.  В докладе Г.У.Солдатовой (МГУ) были представлены результаты первого международного исследования, проведённого на дошкольниках из разных разных стран. Результаты показали, что все 4-х летние дети хорошо и умеют  обращаются с планшетом. Больше 80% детей сами включают планшет и самостоятельно им пользуются. Те, кто впервые сталкивается с данным средством, за пару часов осваивают его и самостоятельно  включают.  Каждый четвертый ребёнок в 4 года умеет скачивать игры из Интернета, и свободно в него входит. Родители  приобретают планшеты для детей в образовательных целях,  и сначала устанавливают ограничения при пользовании планшетом, но вскоре сами же их и нарушают.

Н.С. Денисенк (МГППУ), опираясь на материалы своего исследования, показала, что родители приобретают планшеты для того, чтобы ребенок сам себя занимал: смотрел мультфильмы (82%), занимался, чем хочет (32%), играл (27). Треть родителей (35%) полагают, что основная задача планшета - обучение. Большинство родителей (77%) считают, что занятия с планшетом положительно влияют на  развитие познавательных процессов (на внимание, на память и на мышление). В этом же исследовании показано, что интенсивность использования ребёнком гаджетов связана с общей воспитательной стратегией родителей.

Таким образом, исследования показывают интенсивное  проникновение компьютерных технологий в раннее детство. В этой связи возникает вопрос о содержании компьютерных игр и программ, предлагаемых маленьким детям. 

С.Ю.Смирнова (Центр игры и игрушки МГППУ) продемонстрировала современные игры, адресованные маленьким детям. Многие КИ для маленьких детей являются прямыми аналогами и традиционных  игр или игрушек (компьютерные погремушки, пирамидки, кубики, составные картинки, сюжетные игры  и пр.). В пилотажном исследовании Н.Ю. Матушкиной (Центр игры и игрушки МГППУ) сопоставлялись особенности деятельности детей на планшете или с аналогичным реальным материалом. В качестве материала были выбраны составные картинки с прямым разрезом. Результаты  показали, что характер деятельности на планшете и с бумажным изображением существенно отличается. В игре на планшете правильность действий отражается реакциями, заложенными в программу (звуки, прилипание-не прилипание фрагмента). При действии с бумажным аналогом дети самостоятельно принимали решение о верности своих действий, о необходимости изменений, о завершенности картинки. Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что при внешнем сходстве деятельность детей на планшете и с реальным материалом принципиально различаются.

Большой интерес вызвала тема родительского отношения и роли родителей в приобщении детей к ИКТ. Н.Н. Авдеева (кафедра возрастной психологии МГППУ) подчеркнула, что поскольку остановить  использование ИКТ уже невозможно, нужно думать, как можно продуктивно использовать их в процессе воспитания и обучения детей. Естественно, в младенчестве никакой компьютер не может заменить маму, но в более поздних возрастах ИКТ вполне могут быть полезными для овладения навыками и для тренировки некоторых способностей.

Против этого категорически выступили педиатры, отметив, что при взаимодействии с компьютером у маленьких детей серьёзно страдает зрение.  Плоскостное экранное восприятие нарушает объёмное зрение, а значит и картину мира ребёнка.   Кроме того в начале познания мира всегда лежит телесное ощущение.  Участники единодушно отметили, что  увлечение компьютером снижает речевые способности. Гаджет не должен заменять родителя, но может помочь ему.

Но проблема заключается в том, что компьютер и КИ являются слишком привлекательным и удобным занятиям не только для детей, но и для родителей. Дети, играя с компьютером, без особых усилий получают яркую сенсорную стимуляцию (зрительную и слуховую), перед которой другие занятия и игрушки теряют привлекательность. А для родителей детские КИ дают возможность «отдохнуть от ребёнка» и заняться своими делами.

Ещё одна проблема связана с сильным мотивирующем значением компьютера. Для большинства детей самое сильно действующее наказание – это лишение планшета, а поощрение – дополнительное время с планшетом, или новый гаджет.

В заключении  участники семинара согласились с тем,  что предстоит большая теоретическая работа по нормативному анализу разных видов деятельности детей. Лишь после этого можно задать психолого-педагогические критерии оценки компьютерных игр и программ для детей.

В целом, проведённый семинар показал большой интерес к данной проблеме, неготовность специалистов к её решению и необходимость серьёзных исследований в данном направлении.