Университет для неравнодушных людей

Актуальные проблемы теории и практики современного специального образования

11-12 мая 2017 года

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Специальная (коррекционная) школа № 1708, Московский государственный психолого-педагогический университет и межрегиональная организация «Терапевты Томатис» провели международную научно-практическую конференцию «Актуальные проблемы теории и практики современного специального образования».

Целью конференции являлось обращение исследователей и практических работников к широкому кругу проблем обучения, воспитания и коррекции развития детей с тяжелыми нарушениями.

Основными направлениями работы конференции стали:

  • Анализ современных психолого-педагогических исследований в области специальной психологии и дефектологии
  • Обмен и обобщение педагогического опыта обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями
  • Привлечение студентов и молодых специалистов к научно-исследовательской и практической деятельности в области специальной психологии и специальной педагогики
  • Обмен опытом по подготовке специалистов к работе с детьми с нарушением развития
  • Пропаганда научных знаний о нарушенном развитии в детском возрасте
  • Обмен опытом по использованию аппаратурных методов в диагностике и коррекции развития детей с тяжелыми нарушениями.

 
Спикеры конференции

Тамара НОВИКОВА, кандидат экономических наук, логопед высшей категории, заслуженный учитель России, директор ГБОУ «Школа 1708» (город Москва)
Юрий РОДИН, доктор психологических наук, доцент, профессор ТГПУ  им. Л.Н. Толстого и МПГУ, заведующий учебно-производственной лабораторией МГППУ психолого-педагогической коррекция развития детей со сложными нарушениями МГППУ
Шурлей МАЛГОЖАТА, президент Международной федерации «Аудио-психо-фонологии и терапевтов методики А.Томатиса», директор «Centrum Audio-Psycho-Fonologii «ESPACE» (Варшава, Польша)
Галина ТОЛМАЧЕВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики РГУ имени С.А. Есенина (город Рязань), методист учебно-производственной лаборатории психолого-педагогической коррекция развития детей со сложными нарушениями МГППУ
ЕЛЕНА БЕЛЯЕВА, старший методист школьного отделения начального образования ГБОУ «Школа 1708» (город Москва).

В конференции приняли участие депутаты Государственной Думы, представители Департамента образования города Москвы, общественные деятели, преподаватели и студенты высших учебных заведений, педагоги специальных (коррекционных) образовательных организаций из России  и стран ближайшего зарубежья, а также Италии, Польши, Франции, Швейцарии, Австрии и Голландии.

Первый день конференции проходил на территории Всероссийского выставочного центра. Была организована работа двух пленарных заседаний, состоялось неформальное общение педагогов, родителей детей, прессы с представителями науки, общественными деятелями России, стран ближнего и дальнего зарубежья.

Открыл пленарное заседание конференции Евгений ЯМБУРГ, академик РАО, доктор педагогических наук, Заслуженный учитель школы РФ, директор государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа № 109» (город Москва).

С яркими докладами на первом и втором пленарных заседаниях выступили: Тамара Новикова, Юрий Родин, Кристоф БЕССОН (Швецария), Патрик ДЮМА ДЕ ЛА РОК (Франция), Малгожата Шурлей, Кончетто КАМПО (Италия), Пичинини ЧИАРА (Италия) и другие.

Во второй день конференции, проходившей на базе школьного отделения ГБОУ «Школа 1708» (город Москва), была организована работа трех секций, трех мастер-классов. На заседаниях секций с докладами российские эксперты, представители экспертного сообщества из стран ближнего и дальнего зарубежья, а также специалисты и руководители образовательных организаций, психологических служб.

В рамках секций и круглых столов участники конференции обсудили актуальные проблемы специальной психологии и специальной педагогики по следующим направлениям:

  • Преодоление патологии речи в системе коррекционной работы с детьми с ОВЗ
  • Включение детей с нарушениями развития в образовательное пространство: специальное и инклюзивное образование
  • Подготовка специалистов к работе с детьми с нарушением в развитии
  • Современные представления о тяжелых нарушениях в развитии
  • Психомоторика детей с нарушением в развитии
  • Использование аппаратурных методов в диагностике и коррекции развития детей с тяжелыми нарушениями в развитии

Итоги конференции

В ходе работы конференции выступающие высказали мнение, что существующие сегодня модели специального и инклюзивного образования, социальной интеграции не решают в полной мере проблемы детей с тяжелыми нарушениями развития.

Для преодоления сложившейся ситуации требуются совместные усилия родителей, специалистов, общественных деятелей, руководителей регионов и государства, направленные на  создание условий для осуществления непрерывного обучения и воспитания коррекционной направленности с момента выявления нарушений в развитии ребенка; обогащение содержания коррекционного образования за счет дополнительных образовательных услуг; внедрение в практику психолого-медико-педагогической поддержки современных аппаратурных методов, методическое обеспечение специального образования; повышение качества подготовки специалистов; включение семьи в коррекционно-образовательный процесс.

По материалам конференции издан сборник научных статей, который размещен в системе РИНЦ.