Университет для неравнодушных людей

Общая информация

Кафедра общей психологии была создана на основании решения Ученого cовета МГППУ 8 июля 1999 как общеуниверситетская, с 9 ноября 2016 входит в состав Институт экспериментальной психологии.

Главная цель кафедры – обеспечить общепсихологическую подготовку студентов МГППУ, которая осуществляется профессорско-преподавательским составом кафедры общей психологии и привлеченными ведущими учеными (из Психологического института РАО, МГУ им. М.В. Ломоносова, Института психологии РАН и др.), исходя из понимания стратегии социально-экономической и научно-технологической трансформации России, видения и прогнозирования основных мировых тенденций в области социальных и общественных наук, развития психологической науки в стране и за рубежом.

Для выполнения задачи всесторонней подготовки студентов кафедрой осуществляется преподавание не только теоретических дисциплин, но и знакомство с экспериментальными методиками, формирование навыков организации психофизиологического эксперимента и анализа полученных результатов.

Образование. Кафедра общей психологии участвует в образовательном процессе по всем направлениям и специальностям, реализуемым в МГППУ.

За кафедрой общей психологии закреплены следующие дисциплины:

  1. Общая психология
  2. Общепсихологический практикум
  3. История психология
  4. Экспериментальная психология
  5. Дифференциальная психология
  6. Зоопсихология и сравнительная психология
  7. Физиология ВНД
  8. Физиология ЦНС
  9. Анатомия ЦНС
  10. Анатомия и физиология ЦНС
  11. Психофизиология
  12. Нейрофизиология
  13. Психология характера
  14. Саморегуляция и личности
  15. Антропология
  16. Психология саморегуляции человека в экстремальных ситуациях
  17. Возрастная анатомия и физиология
  18. Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
  19. Основы психологии саморегуляции
  20. Психология саморегуляции в опасных профессиях
  21. Этология
  22. Общая и возрастная психология
  23. Общая и экспериментальная психология

Общекультурные компетенции являются инвариантными для всех специалистов, обеспечивая соответствие их подготовки запросам рынка труда. Развитие этих компетенций, выступающих результатом образования в целом, является целью общепсихологической подготовки, на достижение которой направлена деятельность кафедры. Эти компетенции включают в себя:

  • компетенции самостоятельной познавательной деятельности
  • компетенции социального взаимодействия
  • системно-деятельностные компетенции
  • компетенции самоорганизации и самоуправления
  • ценностно-смысловые и политико-правовые компетенции

Профессиональные компетенции основываются на знании и понимании выпускниками предметной области деятельности и выражаются в умениях и навыках, обеспечивающих их готовность к решению профессиональных задач. В ходе освоения общепсихологических учебных дисциплин у студентов будут сформированы профессиональные компетенции, описанные в соответствующих разделах настоящей концепции.

В ходе освоения учебных дисциплин кафедры общей психологии у студентов будут сформированы теоретические знания и понимание:

  • понятийного аппарата общей психологии
  • сущности и перспектив решения психофизической проблемы
  • естественно-научных основ психологии
  • основных этапов и закономерностей развития психологии как науки и области человеческой практики
  • фундаментальных положений современной психологической науки и практики, методологии и проблематики различных направлений психологии
  • объяснительных принципов психологии, ее основных теорий, подходов и парадигм, сущности естественно-научного (номотетического) и понимающего (идиографического) подходов в психологии
  • сущности и природы когнитивных и коммуникативных процессов и др.
  • современных психологических школ: бихевиоризм и необихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, персонализм, феноменология, понимающая, гуманистическая психология, когнитивная психология, культурно-историческая психология, психология деятельности
  • объяснительных принципов психологии, ее основных теорий, подходов и парадигм, сущности естественно-научного (номотетического) и понимающего (идеографического) подходов в психологии
  • сущности и природы индивидуально-психологических особенностей человека, основных подходов к определению и типологизации личности, индивидуальности, темперамента и характера человека

Деятельность кафедры общей психологии строится с опорой на богатый опыт и научные достижения таких школ в отечественной психологии, как школы Г.И. Челпанова, Л.С. Выготского – А. Н. Леонтьева – А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова – В.Д. Небылицына, В.В. Давыдова – Д.Б. Эльконина.

Наука. Сотрудники кафедры ведут фундаментальные исследования в различных сферах общей психологии и психологии развития. Задачи научной деятельности сотрудников кафедры является выявление общих закономерностей развития психики – разработка теорий общей психологии и психического развития, физиологических и психофизиологических основ психической деятельности. Большое внимание уделяется работам, связанным с изучением творческих процессов, психологией решения задач, психофизиологическими основаниями памяти и научения, психогенетикой, индивидуальными различиями в психических процессах и т.д.

Обеспеченность научно-педагогическими кадрами:

  • общее количество преподавателей: 22
  • количество преподавателей по форме приема:
    • штатных преподавателей: 10
    • внутренних совместителей: 6
    • внешних совместителей: 6
  • количество преподавателей по ученым степеням:
    • докторов наук: 4
    • кандидатов наук: 14
  • количество преподавателей по ученым званиям:
    • профессоров: 4
    • количество доцентов: 4
  • количество преподавателей по должностям:
    • профессоров: 4
    • доцентов: 15
    • старших преподавателей: 2
    • преподавателей: 1

Контактная информация

Адрес: Москва, ул. Сретенка, д. 29, каб. 303.

График работы: пн.-пт., 9.00-18.00.

Телефон: +7 (495) 632-99-97.

E-mail кафедры: fjurpsy@mail.ru.