К меню раздела

Адаптированные основные образовательные программы

Адаптация профессиональных образовательных программ предполагает включение в основную профессиональную образовательную программу высшего образования (ОПОП ВО) и в рабочие учебные программы дисциплин (РУП) дополнительных модулей, разделов, абзацев или учебно-методических материалов, которые обеспечат создание условий для полноценного включения в образовательную деятельность высшего учебного заведения студентов с инвалидностью и будут содействовать обеспечению равенства возможностей формирования компетенций у студентов без инвалидности и с инвалидностью.

ОПОП ВО МГППУ адаптированы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья:

  • с учетом психофизических особенностей той или иной нозологической группы (с учетом особенностей создания условий для лиц со зрительной, слуховой или двигательной депривацией);
  • с указанием расшифровки используемых в ОПОП ВО терминов и сокращений, касающихся обучения лиц с инвалидностью, например: обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, инвалид, инклюзивное образование, нозология, депривация и пр.;
  • с разъяснением возможности увеличения нормативного срока освоения программы для лиц с инвалидностью по индивидуальному плану на срок до одного года по сравнению со сроком, установленным для соответствующей формы обучения;
  • с включением в вариативную и/или факультативную часть учебного плана адаптационных модулей (дисциплин), позволяющих компенсировать недостающие возможности у обучающихся с инвалидностью по слуху, зрению или опорно-двигательному аппарату и содействующих полноценному формированию у таких лиц системы требуемых компетенций;
  • с указанием на возможные формы прохождения практик и выполнения научно-исследовательских работ в соответствии с характером ограничений здоровья студента, а также условиями, видами труда и особенностями выполняемых на практике функций;
  • с указанием возможности изменения процедуры аттестации для студентов с ограниченными возможностями здоровья: увеличения времени на подготовку к ответу, прохождение аттестации в несколько этапов, выбор формы приема - передачи информации при аттестации с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно; в форме бланкового или компьютерного тестирования; с помощью аудиосредств; с помощью печатных средств, подготовленных рельефной печатьюи пр.);
  • с указанием рекомендаций по индивидуальным программам реабилитации и абилитации студентов с инвалидностю;
  • с возможностью и условиями использования ассистивных технологий и технической помощи при выполнении практических и лабораторных заданий.
  • с перечислением ресурсов, обеспечивающих реализацию ОПОП ВО, адаптированной под инклюзию инвалидов:
    • наличный кадровый состав (профессорско-преподавательский состав, психологи, социальные педагоги, специалисты по специальным техническим и программным средствам обучения, тифлопедагоги, сурдопереводчики и сурдопедагоги, ассистенты);
    • информационные средства;
    • материально-техническое обеспечение, в том числе наличие специальных учебно-методических материалов;
    • необходимые программные средства;

В РУП дисциплин представлена информация об обеспеченности того или иного курса специальными печатными и электронными образовательными ресурсами (учебниками, учебными пособиями, дидактическими материалами для самостоятельной работы, контроля и т. д.) в формах, адаптированных к ограничениям здоровья и восприятия информации лицами с инвалидностью. В разделе ФОС (фонд оценочных средств) каждой дисциплины подготовлены различные формы представления как средств контроля, так и средств организации самостоятельной работы студентов, предназначенных для использования при работе с незрячими или слабовидящими студентами, со студентами с нарушениями слуха и студентами с ограниченными двигательными функциями.

В РУП дисциплины также указан комплект программных и технических средств необходим для обучения студентов с инвалидностью и в каких форматах подготовлены для них специальные учебно-методические материалы.

Перечень основных профессиональных образовательных программ подготовки, адаптированных для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

 Факультет "Дистанционного образования"

Направление подготовки 37.03.01 Психология, направленность (профиль) «Психологическая помощь населению с использованием дистанционных технологий», очно-заочная форма обучения, факультет дистанционного обучения

44.04.02 Психолого-педагогическое образование

Адаптационный модуль              

  1. Коммуникативный практикум
  2. Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний

Модуль (адаптационный) "Культура умственного труда"            

  1. Технологии и методики самоорганизации
  2. Специальные информационные технологии
  3. Введение в дистанционное обучение

Факультет "Информационные технологии"

Направление подготовки 02.03.03 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем, направленность (профиль) «Информационные системы и базы данных», очная форма обучения, факультет информационных технологий

Направление подготовки 09.03.03 Прикладная информатика, направленность (профиль) «Прикладная информатика в психологии», очная форма обучения, факультет информационных технологий

Специальность 55.05.01 Режиссура кино и телевидения, специализация «Режиссер мультимедиа, педагог», очная форма обучения, факультет информационных технологий

Факультет "Социальные коммуникации"

Направление подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью, направленность (профиль) «Социализация молодежи: управление молодежными проектами», очная форма обучения, факультет социальной коммуникации.

Направление подготовки 39.04.02 Социальная работа, факультет социальной коммуникации.

 Модуль  (адаптационный) "Средства коммуникации и адаптации"                   

  1. Система рельефно-точечных обозначений Л.Брайля
  2. Практика межличностного общения
  3. Психологическая безопасность и жизнестойкость личности