Вся психология в одном университете

Результаты научной (научно-исследовательской) деятельности МГППУ

В МГППУ проводятся научные исследования, как фундаментального, так и прикладного характера. Исследования касаются разных аспектов психологии, психофизиологии детства, разных категорий детей – одаренных, девиантных, аддиктивных, детей – сирот, детей с ОВЗ, детей-мигрантов, детей с особенностями развития.

Исследования проводятся по актуальным проблемам – в настоящее время разрабатывается проблематика доступности обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья как в системе общего, так и высшего образования. Университет является лидером инклюзивного высшего образования – в университете обучаются около 300 студентов с ОВЗ, в том числе в рамках проектов Министерства образования и науки РФ

  • разрабатывается модель учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями;
  • проводится повышение квалификации специалистов ПМПК по вопросам создания специальных образовательных условий детям с ОВЗ, реализации индивидуальных программ реабилитации ребенка-инвалида;
  • проводится повышение квалификации руководителей и педагогов по вопросам реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ;
  • повышение квалификации руководящих и педагогических работников по вопросам реализации программ дополнительного образования детей с ОВЗ.

Финансирование научных исследований осуществляется как по Государственным контрактам, так и в рамках государственного задания Департамента образования города Москвы.

Объем финансирования НИР

 

2010

2011

2012

2013

2014

Средства, полученные университетом на НИР, разработки, мониторинги в рамках Госзадания (млн.руб.)

-

-

159,7

206,5

146,7

Средства, полученные университетом на НИР, разработки в рамках Госконтрактов (гранты, конкурсы) - млн.руб.

20,5

34,8

36,3

53,4

233,1

Доходы от НИОКР в расчете на одного НПР (тыс.руб.)

 

44,33

269,60

404,83

778,28

Научные исследования проводятся на кафедрах университета, в научных лабораториях, научно-образовательных центрах. Для проведения научных исследований имеется специализированное, уникальное оборудование:

в МГППУ создан не имеющий аналогов в России многоцелевой высокотехнологичный аппаратно-программный комплекс, позволяющий проводить изучение фундаментальных механизмов познавательных процессов, состояний человека, его деятельности и общения;

имеется магнитоэнцефалографическая диагностическая система Vectorview (Elekta Neuromag) для проведения нейрофизиологических и психофизиологических исследований, позволяющих внедрять в российскую научную и клиническую практику современные методы высокоточной неинвазивной регистрации электромагнитной активности мозга человека (внесена в перечь уникальных стендов и установок Российской Федерации).

В настоящее время выполняются фундаментальные психологические исследования по приоритетным научным направлениям:

  • проект Министерства образования и науки РФ «Развитие уникальной научной установки «МЭГ-центр» МГППУ, оснащенной единственной в РФ магнитоэнцефалографической системой Vectorview (Elekta Neuromag), для внедрения технологий неинвазивной нейрохронометрии в фундаментальную науку и медицину» (Соглашение № 14.619.21.0006 от 22 августа 2014)
  • проект РНФ «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований вновь создаваемыми научной организацией и вузом совместными научными лабораториями» по проекту «Расстройства аутистического спектра: поведение, нейробиология, геном» по научному приоритету «Мозг и нейронауки» (Соглашение 14-35-00060)
  • проект РНФ «Когнитивные механизмы невербальной коммуникации» (Соглашение № 14-18-03350)

Прикладные исследования и разработки модернизации психологической службы:

  • разработка стандартов диагностической и коррекционной помощи детям с расстройствами аутистического спектра (Приказ Департамента образования города Москвы от 2 сентября 2013 № 568)
  • разработка образовательных маршрутов для детей с ОВЗ (с наследственными формами психического развития) с применением мультидисциплинарной диагностики (Приказ Департамента образования города Москвы от 21 декабря 2012 № 917)
  • разработана технология выявления и психологического сопровождения одаренных детей (Приказ Департамента образования города Москвы от 21 декабря 2012 № 917)
  • разработана технология мониторинга этноконфликтной ситуации (Приказ Департамента образования города Москвы от 21 декабря 2012 № 917)
  • разработана технология мониторинга безопасности образовательной среды (Приказ Департамента образования города Москвы от 21 декабря 2012 № 917)
  • разработана технология психологического сопровождения трудных подростков (Приказ Департамента образования города Москвы от 21 декабря 2012 № 917)

В настоящее время МГППУ выполняет ряд проектов Министерства образования и науки, в которых является:

Университет является разработчиком шести федеральных профессиональных стандартов (проект Министерства труда и социальной защиты РФ):

Результаты научной деятельности отражаются в публикациях сотрудников университета:

 

2010

2011

2012

2013

2014

Количество статей в Web of Science

20

23

29

36

23*

Количество статей в РИНЦ

480

628

771

853

420*

Количество статей в РИНЦ в расчете на 100 НПР

 

80,0

106,1

132,9

86,1

* 2014 год представлен не полностью – идет сбор информации

Наиболее значимые успехи и достижения в области научно-исследовательской и инновационной деятельности в 2013/2014 учебном году

В 2013-2014 годах работниками ГБОУ ВПО МГППУ было получено финансирование на конкурсной основе для 69 проектов и научно-исследовательских работ, в том числе 12 из них выполняются по заказу Министерства образования и науки РФ. В рамках проектов, финансируемых Министерством образования и науки Российской федерации, были реализованы исследования с использованием уникальной стендовой установки «МЭГ-центр», исследования в области инклюзивного образования, в области основного и дошкольного образования, в области комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи и исследования одаренности.

МГППУ принимал участие в программах по государственной поддержке ведущих российских вузов. В 2013 году выиграны два гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук и докторов наук и продолжены два проекта, которые были получены в рамках конкурса 2012 года.

В 2013-2014 годах продолжилась реализация совместного международного проекта Global Perspectives on Learning and Development with Digital Video-Editing Media: A Qualitative Inquiry in Everyday Lives of Marginalized Young People (Глобальные перспективы обучения и развития с применением цифровых видеоредакционных технологий), в рамках проекта были проведены встречи с международными исследователями и специалистами из стран соучастников проекта

В рамках Государственного задания в 2013-2014 годах проведено 136 исследований. Прикладные исследования охватывали все циклы образования – от дошкольного до высшего профессионального образования. Ключевая роль в научно-исследовательской деятельности отводилась изучению следующих вопросов:

  • психолого-педагогическое сопровождение различных контингентов детей (одаренных и высокомотивированных детей, детей-сирот, детей с ОВЗ (в том числе расстройствами аутистического спектра), детей с трудностями обучения и развития, детей с девиантными формами поведения и детей в зоне риска);
  • технологии психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС;
  • вопросы безопасности образовательной среды и этнической напряженности;
  • совершенствование профессиональных компетенций кадрового потенциала в системе образования;
  • доступности качественных образовательных услуг;
  • трудоустройству выпускников высших учебных заведений с ограниченными возможностями здоровья;
  • работы по проведению комплексных мониторингов и независимой оценки качества образования (в т.ч. экспертизы и рейтингования учреждений).

Полученные результаты исследований проходили апробацию в образовательных учреждениях города Москвы, обсуждались на специальных круглых столах и конференциях. Разработанные технологии, в том числе в части сопровождения различных контингентов детей применяются в деятельности специалистов образовательных учреждений и практических центров.

В МГППУ в отчетный период велись разработки профессиональных стандартов: специалиста по работе с семьей, специалиста по реабилитационной работе в социальной сфере, специалиста органов опеки и попечительства, психолога в социальной сфере, специалиста в области педагогической психологии (деятельность по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся), педагога дошкольного образования. Также была проведена разработка компетентностной модели специалиста психолого-педагогического профиля, которая позволяет эффективно оценивать качество подготовки педагогов-психологов и проводить их целенаправленное модульное обучение.

По результатам проведенных исследований сотрудниками ГБОУ ВПО МГППУ были изданы монографии и сборники научных трудов, а именно: 13монографий, восемь учебников и учебных пособий, рекомендованных УМО или Минобрнауки России, опубликовано 300 статей в российских рецензируемых научных журналах ВАК, 24 статьи в зарубежных научных журналах, включенных в базу Web of Science. Всего издано более 600 статей.

В 2013-2014 году сотрудниками МГППУ был получен патент РФ № 138992 от 04 марта 2014 года на полезную модель по теме «Система принятия решений по результатам тестирования на основе марковских моделей».

Всего в МГППУ пять патентов и два товарных знака:

Название

Реквизиты правоустанавливающего документа

Авторы

1.

«Система принятия решений по результатам тестирования на основе марковских моделей

Патент на полезную модель №138992, заявка №2013126042 зарегистрирован

04 марта 2013 г.

Куравский Л.С.,

Кулик С.Д., Мармалюк П.А.,

Юрьев Г.А.

2.

Устройство для моделирования адаптивного тестирования когнитивных способностей испытуемого

Патент на полезную модель №118095, заявка №2012105993, зарегистрирован

10 июля 2012 г.

Куравский Л.С.,

Кулик С.Д., Мармалюк П.А.,

Юрьев Г.А.

3.

Система поддержки принятий решений для психологического и педагогического тестирования

Патент на полезную модель №122796, заявка№2012132684, зарегистиророван 10 декабря 2012 года

Куравский Л.С., Кулик С.Д., Мармалюк П.А., Юрьев Г.А.

4.

Устройство для ориентации слепых

Патент на полезную модель № 110269,
заявка № 2011120734, зарегистирован
20 ноября 2011 г.

Куравский Л.С., Кулик С.Д., Мармалюк П.А., Юрьев Г.А.

5.

Навигационное устройство для ориентации слепых

Патент на полезную модель № 110638,
заявка № 2011125847,
зарегистирован
27 ноября 2011 г.

Куравский Л.С., Кулик С.Д., Мармалюк П.А., Юрьев Г.А.

6.

Товарный знак (знак обслуживания)

Свидетельство на товарный знак (знак обслуживания)
№ 345679,
заявка № 2006736627,
зарегистрировано14 марта 2008 г.

-

7.

Товарный знак (знак обслуживания)

Свидетельство на товарный знак (знак обслуживания) № 353161 "Детские психологи рекомендуют"
заявка № 2006736626
зарегистрирован 19.06 2008г.

-

В 2013/2014 учебном году МГППУ поведено 49 научных мероприятий (конференций, круглых столов, семинаров). Наиболее значимыми мероприятиями, проведенными Университетом:

  • Международная научно-практическая конференция «Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация»;
  • IV Всероссийская научно-практическая конференция «Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития»;
  • IV Всероссийская научно-практической конференции «У истоков развития»;
  • XII Всероссийская научная конференция «Нейрокомпьютеры и их применение»
  • Международная научно-практическая конференция Аутизм. Выбор маршрута. (Совместно Фонд содействия решению проблем аутизма в России «Выход». В конференции приняли участие свыше 1500 человек.
  • Международная конференция V Международный летний университет для аспирантов «Развитие культурно-исторической методологии в рамках научной школы Л.С. Выготского и за ее пределами: междисциплинарный подход» («Moving with and beyond Vygotsky: Interdisciplinary research perspectives»)

Молодые ученые МГППУ завоевали признание и стали победителями конкурса XIV Всероссийская выставка научно-технического творчества молодежи НТТМ-2014:

  • Премию «Победитель» получила группа студентов, аспирантов и молодых ученых факультета информационных технологий, представившая работу по теме «Диагностика летного состава по результатам работы на авиационных тренажерах» (авторы – доц. П.А. Мармалюк, доц. Г.А. Юрьев, студентка 4 курса О.Б. Беляева и магистрант О.Ю. Прокопьева);
  • Премию «Призер» получили студенты первого и второго курсов факультета информационных технологий И.С. Колотовкин, А.А. Камалов и А.В. Козловский за проект по теме «Ультразвуковое устройство для ориентации людей с нарушениями зрения».