Университет для неравнодушных людей

3-4 апреля в МГППУ прошел Всероссийский научно-практический семинар-совещание «Профилактика социальных рисков и правонарушений несовершеннолетних»

3 – 4  апреля в Московском государственном психолого-педагогическом университете состоялся Всероссийский научно-практический семинар-совещание «Профилактика социальных рисков и правонарушений несовершеннолетних».

Организаторами семинара-совещания выступили Министерство образования и науки Российской Федерации, Московский государственный психолого-педагогический университет, Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России».

Целью семинара-совещания было обсуждение стратегии деятельности психологических служб системы образования, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, ПМПК в части организации профилактики социальных рисков, правонарушений несовершеннолетних, психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с девиантным и делинквентным поведением, профилактической работы в образовательных организациях.

С приветственным словом перед участниками выступил ректор МГППУ Виталий РУБЦОВ:

На наш семинар-совещание зарегистрировалось более 250 человек из 57 регионов Российской Федерации, в том числе, представители региональных отделений Федерации психологов образования. Мы намерены работать с тем, что наиболее актуально – с понятием риска. Мы постараемся описать риски, связанные с правонарушениями несовершеннолетних, выявить их, и понять, какая структура должна ими заниматься. Психологическая служба – это очень сложная система работы с разными субъектами этой проблемы. Эта работа – междисциплинарная и межведомственная.

Перед собравшимися выступила заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Татьяна СИНЮГИНА. Она заявила:

– Мы можем создать комфортную инфраструктуру для наших детей, но если не будет психологического комфорта, то не будет условий для их гармоничного развития. Мы совместно прилагаем усилия, чтобы решить очень непростую задачу. И сегодняшний семинар – это не просто попытка, а целенаправленное движение по выработке тех мер, которые нам обеспечат нужный результат. Для этого нужно понять, какой он, современный ребенок, какие у него потребности. Сегодня лишь в каждой второй школе есть педагог-психолог. Но психолог важен и нужен школе. Я желаю всем нам системного, последовательного движения в этом направлении.

Продолжила тему детства и социальных рисков Марина ГОРДЕЕВА, председатель правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:

– Принято считать, что психологи – наиболее устойчивое профессиональное сообщество. Оно выходит на первую линию по работе с рисками, связанными с детьми. В сегодняшних условиях, когда возникают риски в соцсетях, службы и телефон доверия начинают активно с ними бороться. Важно создать в обществе дружественную, поддерживающую среду для детей-инвалидов, детей-правонарушителей.

На пленарном заседании также выступила Ирина ДУБРОВИНА, главный научный сотрудник Психологического института Российской академии образования, действительный член Российской академии образования:

– Из психологии воспитания мы знаем, что подростки не могут жить только учебной деятельностью. Если все мысли подростка сосредоточены только на учебе, это свидетельствует о его недоразвитости. Досуговая деятельность не менее важна, чем учебная. Все вместе мы должны создать систему, которая соответствовала бы социальной ситуации развития, и ее уже анализировать с психологами.

Дания АХМЕТОВА, проректор по непрерывному образованию, директор НИИ педагогических инноваций и инклюзивного образования, д.пед.н., профессор, заслуженный деятель науки Республики Татарстан, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации:

– Мероприятие, на котором я присутствую, очень важное с точки зрения значимости этой проблемы. Я рада, что такой семинар-совещание состоялся. Пленарная часть была очень насыщенной и интересной. Я сама – создатель факультета психологии Казанского инновационного университета им. В.Г. Тимирясова, и поэтому я понимаю, подготовка педагогов-психологов, технологии работы с детьми из группы риска – это, конечно, очень важно. Инклюзия – одна из составляющих в работе педагогов-психологов, и, безусловно, они должны иметь компетенции в области дефектологии. Прежде всего, необходима психологизация директоров школ, классных руководителей и, конечно, учителей. Ведь родитель – не специалист, он не прошел специального обучения, а мы специалисты обучения, воспитания и сопровождения.

Александр СПИВАК,  председатель правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения, член Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав дал комментарий Пресс-службе МГППУ:

– Мне кажется, сообщество профессионалов, которые занимаются психологической помощью, очень устойчивое и сплоченное. Я первый раз за последние годы вижу на конференции такую тесноту рядов и такое количество заинтересованных людей. Специалисты готовы решать очень острые проблемы и задачи, которые сейчас перед ними стоят. То, что происходило с ними за последние годы, требует очень серьезных стратегических решений. Это касается психологической службы: какую роль она должна играть? Сколько должно быть специалистов? Какие у них должны быть обязанности? Чему их нужно учить? Это серьезный вызов на уровне принятия решений.

В конце первого дня в рамках семинара-совещания прошло Отчетно-выборное собрание IV съезда Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России». Ректор МГППУ Виталий РУБЦОВ заявил:

– Сегодняшнее мероприятие подводит итоги 5-летней работы нашей организации и определяет направления ее деятельности на ближайшие 5 лет. Стратегически важно, что Федерация участвовала в Национальной стратегии действий в интересах детей. Результатом участия стал Национальный доклад, подготовленный Федерацией, то есть, мониторинг результатов регионов, участвовавших в Нацстратегии. Это достойный результат, так как Нацстратегия – основная государственная программа по детству. Итогом реализации стратегии стал Всероссийский сетевой форум «Национальная стратегия действий в интересах детей», который прошел в Москве 13-14 ноября 2017 года на 6 площадках и который посетило более 1000 человек.

Пресс-служба МГППУ