Ирина Анатольевна Бурлакова

Ирина Анатольевна Бурлакова

Занимаемая должность: заведующая кафедрой «Дошкольная педагогика и психология» факультета «Психология образования».

Руководитель магистерской программы «Психология и педагогика дошкольного детства». 

Член Экспертного совета по дошкольному образованию Комитета Государственной Думы ФС РФ по образованию, член жюри Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России», член редакционной коллегии научно-практического журнала «Психологическая наука и образование»; член редакционной коллегии научно-методического журнала «Дошкольное воспитание»; член экспертного совета журнала «Справочник педагога-психолога. Детский сад»; участник рабочей группы по разработке ФГОС дошкольного образования и Профессионального стандарта педагога; соавтор программы «Развитие» для дошкольных образовательных учреждений, удостоенной премии Правительства РФ (1996), программ «Одаренный ребенок», «Успех».

Уровень образования: высшее, специалитет, МГУ им. М.В.Ломоносова, факультет психологии (1985).

Квалификация: психолог, преподаватель психологии.

Наименование направления подготовки и (или) специальности: Психология. 

Ученая степень: кандидат психологических наук (научная специальность 19.00.07 Педагогическая психология, тема диссертации «Особенности структуры познавательной сферы у умственно одаренных дошкольников», 1995).

Ученое звание: старший научный сотрудник. 

Повышение квалификации и (или) профессиональная переподготовка:

  • обучение по программе «Нейропсихологическая диагностика и коррекция учебной дезадаптации», МГППУ (2006);
  • обучение по программе «Раннее вмешательство и эмоционально-личностные нарушения дошкольников», Санкт-Петербург (2008);
  • обучение по программе «Современные магистерские программы международного уровня: требования к разработке и реализации», НОУВПО Институт «МВШСиЭН» (2008);
  • обучение по программе «Управление проектами в образовании», АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»», (2010);
  • обучение по программе «Рекомендации и опыт разработки примерных и основных образовательных программ в соответствии с ФГОС», ННОУ «Межотраслевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров (2010);
  • обучение по программе «ФГОС ВПО по направлению 050400 – «Психолого-педагогическое образование», МГППУ (2011);
  • удостоверение о повышении квалификации «Математические методы в психологии и педагогике», (72 часа, ФГБОУ ВО МГППУ, 2020).

Общий стаж: 42 года. 

Стаж работы по специальности: 41 год. 

Преподаваемые учебные предметы, курсы, дисциплины (модули)

 Бакалавриат:

  • Программы дошкольного и начального общего образования;
  • Практикум «Психолого-педагогическое сопровождение программ дошкольного и начального общего образования». 

Магистратура:

  • Научно-методический семинар «Методологический аппарат исследований в образовании» (на материале тем магистерских исследований);
  • Психолого-педагогические основы проектной и экспертной деятельности в образовании и социальной сфере;
  • Организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации;
  • Практика развивающего дошкольного образования;
  • Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей к детскому саду;
  • Научно-методический семинар «Проблемы создания психолого-педагогических условий реализации дошкольной образовательной программы»;
  • Организация взаимодействия детского сада с семьями воспитанников;
  • Деятельностный подход в дошкольном образовании;
  • Практики развивающего дошкольного образования (деятельностный подход).

Сфера научных интересов:

  • психология современного дошкольника;
  • дошкольное образование;
  • развитие познавательных способностей умственно одаренных дошкольников;
  • умственная одаренность старших дошкольников;
  • индивидуальные различия в развитии познавательных способностей дошкольников;
  • развитие символического опосредствования в дошкольном возрасте;
  • проблемы развития современного дошкольника;
  • психолого-педагогические условия и результаты образовательной работы с детьми дошкольного возраста;

Награды, премии, звания: лауреат премии «Гранты Москвы» в области наук и технологий в сфере образования; грамота Департамента образования города Москвы (2011); медаль им. Г.И. Челпанова, Почетный работник сферы образования Российской Федерации (2017), Почетная Грамота Министерства образования и науки Российской Федерации (2006). 

Публикации:

  1. Бурлакова И.А., Клопотова Е.Е. Ретроспектива или взгляд в будущее: возможность развития общей умственной одаренности старших дошкольников [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 1. С. 27–41. doi:10.17759/psyedu.2019110103.
  2. Бурлакова И.А. Пронина А.А. Возможность проектирования задач, определяющих зону ближайшего развития дошкольников [Электронный ресурс] // Известия Российского Государственного Педагогического Университета Им. А.И. Герцена. 2020 год. № 195. С. 182-190. DOI: 10.33910/1992-6464-2020-195-182-190.
  3. Бурлакова И.А. ЛебедеваТ.А. Роль символа в развитии ценностных представленийв дошкольном возрасте [Электронный ресурс] // Воспитание и обучение детей младшего возраста. Материалы VIII Международной конференции. 2019. С. 154-155. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39343267.

Выступления в СМИ:

  1. «В детских садах начинают целенаправленно воспитывать жителей большого города». Информационное общественно-политическое интернет-издание «Известия.ру» («Izvestia.ru»).
  2. «Каждому педвузу – свой подопечный детский сад». Учительская газета - Москва».
  3. «Подготовительные курсы: реальная помощь или «выкачивание денег»? «Аргументы и факты».
  4. «Эксперимент с непонятным результатом». Электронное периодическое издание «Ведомости».
  5. «В столичных дворах появится разметка для «классиков» и бадминтона». Информационное общественно-политическое интернет-издание «Известия.ру» («Izvestia.ru»).
  6. «Дошкольное образование в ожидании стандартов». Портал психологических изданий PsyJournals.ru.
  7. «Брифинг для журналистов на конференции «Дошкольное детство: доступность и качество образования». Портал психологических изданий PsyJournals.ru.
  8. «Нестандартный стандарт для детского сада». Учительская газета - Москва».
  9. «Пинком в ... школу? Как правильно оценить нагрузку первоклассника». «Аргументы и Факты».
  10. «Когда и чему учить ребенка?». «Аргументы и Факты».

Сведения о публикационной активности:

Публикации в РИНЦ 

Публикации на Psyjournals.ru


Телефон:   +7 (495) 632-90-66

E-mail:   burlakovaia@mgppu.ru

Контакты

Адрес: Москва, ул. Сретенка, д. 29, каб. 220 (зал заседаний), 214 (ученый секретарь).

Телефон: +7 (495) 625-40-09.

E-mail: uch_sovet@list.ru.