Наука

Направления и результаты научной (научно-исследовательской) деятельности и научно-исследовательская база для ее осуществления

В числе приоритетных направлений научно-исследовательской деятельности ЦЭПП МГППУ находятся проблемы психологической безопасности образовательной среды, совладающего поведения подростков и лиц юношеского возраста в трудных и кризисных жизненных ситуациях, вопросы разработки и апробации эффективных и научно-обоснованных методов оказания психологической помощи детям, пережившим психотравмирующее событие.

Научно-исследовательскими и методическими направлениями деятельности ЦЭПП МГППУ являются:

 - научно-методическое сопровождение антикризисных служб системы образования города Москвы по вопросам оказания экстренной психологической помощи субъектам образовательной среды в условиях чрезвычайных и кризисных ситуаций;

- проведение работ по проблемам оказания экстренной психологической помощи субъектам образования, в т.ч. разработка и внедрение в практику личностно-ориентированной модели оказания экстренной психологической помощи детям, подросткам и их родителям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; 

- осуществление научного руководства опытно-экспериментальной деятельностью образовательных учреждений города Москвы и столичного региона по проблемам психологической безопасности в образовании;

- проведение научных исследований по выявлению рисков и угроз психологической безопасности субъектов образовательной среды в образовательных учреждениях города Москвы.

С 2013 г. научно-исследовательская лаборатория «Методическое сопровождение экстренной психологической помощи» ЦЭПП МГППУ проводит скрининг признаков социально-психологической дезадаптации обучающихся (в т.ч. склонности к суицидальному, самоповреждающему поведению). Специалистами разработана технология скрининга актуальных и потенциальных факторов риска социально-психологической дезадаптации и рисков аутоагресивного поведения, позволяющая оценить показатели безнадежности, одиночества, депрессии, агрессии, толерантности, личностных особенностей и сплоченности семейных отношений. Обследование проводится в 2 этапа, на 1-м этапе обучающиеся проходят скрининг с использованием программного продукта, на 2-м – обучающиеся, результаты обследования которых позволяют отнести их к группе риска, по согласию родителей (законных представителей) проходят диагностическую беседу, направленную на уточнение их психологического статуса и, при необходимости, определения содержания дальнейших мероприятий психолого-социального сопровождения. Технология скрининга апробирована на выборке более 4000 обучающихся 7-11 классов г. Москвы, Ленинградской области, Иркутской области, Чукотского автономного округа. Основным партнером в научно-практической деятельности НИЛ ЦЭПП является отдел суицидологии филиала ФГБУ «ФМИЦПН» Минздрава России.

В числе наиболее важных методических и научных публикаций ЦЭПП МГППУ находятся:

Сборник памяток для администрации, педагогов (классных руководителей) образовательных организаций города Москвы по профилактике суицидального поведения среди обучающихся / Под ред. Вихристюк О.В. – М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2015;

«Что нужно знать родителям о подростковых суицидах?» Под ред. Вихристюк О.В. – М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2015.

Памятка для родителей: Кризисные ситуации в жизни подростка: как пережить их вместе. – М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2016

Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных организаций по диагностике факторов риска развития кризисных состояний с суицидальными тенденциями у обучающихся 7–11 классов:  http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=349442

Банников Г.С., Т.С. Павлова. Система оказания кризисной психологической помощи субъектам образовательной среды (опыт США) // Электронный журнал «Психологическая наука и образование», № 2, 2012 г.

Вихристюк О.В., Г.С. Банников, А.В. Летова. Средства массовой коммуникации в системе предикторов суицидального поведения в подростковом возрасте //Электронный журнал «Психологическая наука и образование», № 1, 2013 г.

Л.В. Миллер. Организационные аспекты оказания психологической помощи несовершеннолетним, склонным к суицидальному поведению//   Электронный журнал «Психологическая наука и образование», № 4, 2013г.

Г.С. Банников, К.А. Кошкин. Кризисные состояния у подростков (пресуицидальные маркеры, особенности личности, стратегии кризисной психотерапевтической помощи)//Электронный журнал «Медицинская психология в России», №2 (19), 2013 г.

Г.С. Банников, К.А. Кошкин. Стратегии и методы оказания кризисной психологической помощи подросткам в зависимости от психологического состояния и личностных особенностей, // Электронный журнал «Вестник новых медицинских технологий», №1, 2015 г.

С 2013 г. ЦЭПП МГППУ осуществляет ряд практикоориентированных и научно-исследовательских проектов совместно с Военно-медицинским управлением ФСБ России в рамках реализации Соглашения о сотрудничестве между Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Департаментом образования города Москвы.


Контакты

Адрес: 123290, Москва, Шелепихинская наб., д. 2А стр. 2, 3-й этаж.

Контактный телефон руководителя: 8(499) 795-15-07

E-mail руководителя:  vihristukov@mgppu.ru

Офис 302

Подразделения ЦЭПП: 

Сектор экстренного реагирования и психологического консультирования 

Контактный телефон: 8(499) 795-15-01

Офис 301

Сектор дистанционного консультирования «Детский телефон доверия»:

Контактный телефон (в т.ч. по вопросам обучения для специалистов в области дистанционного консультирования): 8(499) 795-15-03

E-mail: dtd@mgppu.ru

Сайт Детского телефона доверия ЦЭПП МГППУ: http://childhelpline.ru/

Офис 312