Основные публикации

2015 – 2018

Банников Г.С., Федунина Н.Ю., Вихристюк О.В., Павлова Т.С., Гаязова Л.А., Баженова М.Д., Летова А.В. Особенности ценностей и социальных установок у подростков с самоповреждающим и суицидальным поведением /Научное мнение. 2018. № 1. С. 93-99.

Вихристюк О.В., Гаязова Л.А. Актуальные вопросы организации и содержания работы по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних и молодежи // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2018. № 1. С. 47-53.

Baeva I.A., Bazhenova M.D., Bannikov G.S., Vikhristiuk O.V., Gayazova L.A. Psychological safety of school environment and adolescents' attitude to life // ICPE 2018 - International Conference on Psychology and Education Сер. «The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS». – 2018. С. 75-82.

Банников Г.С., Вихристюк О.В., Федунина Н.Ю. Применение технологии выявления факторов риска развития суицидального поведения среди подростков и молодежи // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 4. С. 91-101.

Федунина Н.Ю., Банников Г.С., Павлова Т.С., Вихристюк О.В., Баженова М.Д. Особенности совладания со стрессом у подростков с самоповреждающим и суицидальным поведением // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26. № 2 (100). С. 33-52.

Банников Г.С., Федунина Н.Ю., Вихристюк О.В., Павлова Т.С., Гаязова Л.А., Баженова М.Д., Летова А.В. Особенности ценностей и социальных установок у подростков с самоповреждающим и суицидальным поведением // Научное мнение. 2018. № 1. С. 93-99.

Банников Г.С., Павлова Т.С., Федунина Н.Ю., Вихристюк О.В., Гаязова Л.А., Баженова М.Д. Раннее выявление потенциальных и актуальных факторов риска суицидального поведения у несовершеннолетних // Суицидология. 2018. Т. 9. № 2 (31). С. 82-91.

Вихристюк О.В., Федунина Н.Ю., Логинова Е.А. Особенности этических норм кризисного психолога // Вестник практической психологии образования. 2018. № 1-2 (54-55). С. 40-46.

Вихристюк О.В., Гаязова Л.А. Актуальные вопросы организации и содержания работы по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних и молодежи //Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2018. № 1. С. 47-53.

Банников Г.С., Вихристюк О.В. Раннее выявление актуальных и потенциальных факторов риска суицидального поведения среди несовершеннолетних // В сборнике: Психическое здоровье и образование // Сборник научных статей по материалам II Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века». 2018. С. 237-240.

Банников Г.С., Вихристюк О.В., Павлова Т.С., Летова А.В., Баженова М.Д. Результаты скрининга актуальных и потенциальных факторов риска суицидального поведения несовершеннолетних //В книге: Стратегические направления охраны и укрепления общественного психического здоровья // Материалы VII Национального конгресса по социальной психиатрии и наркологии. 2018. С. 28-29.

Ермолаева А.В. Профилактика отклоняющегося поведения подростков средствами телефонного консультирования // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2018.  № 1. С. 54-57.

Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных организации по диагностике факторов риска развития кризисных состоянии с суицидальными тенденциями у обучающихся 7–11 классов / Под ред. Вихристюк О.В. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017.

Федунина Н.Ю., Банников Г.С., Вихристюк О.В., Баженова М.Д. Особенности самооценки состояний одиночества и безнадежности у подростков с самоповреждающим поведением на фоне разных стрессовых ситуаций // В сборнике: Перспективы психологической науки и практики сборник статей Международной научно-практической конференции. 2017. С. 668-671.

Вихристюк О.В., Банников Г.С. Профилактика в системе образования города Москвы суицидального поведения учащихся // Научные исследования и образование. 2017. № 1 (25). С. 69-72.

Вихристюк О.В. Актуальные направления профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних // Научные исследования и образование. 2017. № 3 (27). С. 6-8.

Банников Г.С., Павлова Т.С., Вихристюк О.В., Гаязова Л.А., Федунина Н.Ю., Баженова М.Д., Летова А.В. Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных организаций по диагностике факторов риска развития кризисных состояний с суицидальными тенденциями у обучающихся 7-11 классов. Москва, 2017.

Вихристюк О.В., Федунина Н.Ю. Рецензия на книгу «Что нужно знать родителям о подростковых суицидах» // В сборнике: Развитие психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся // Сборник научных трудов./ Под ред. Г.В. Новикова, И.Б. Умняшова. – Москва, 2017. С. 116-119.

Вихристюк О.В., Банников Г.С. Профилактика в системе образования города Москвы суицидального поведения учащихся // Научные исследования и образование. 2017. № 1 (25). С. 69-72.

Федунина Н.Ю., Банников Г.С., Вихристюк О.ВAssociation of family cohesion and adaptation on faces-3 scale with correlates of suicidal behaviour in adolescence // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2017. № 3 (9). С. 95-120.

Вихристюк О.В., Банников Г.С. Профилактика суицидального поведения подростков в системе образования города Москвы // Психическое здоровье человека XXI века: Сборник научных статей по материалам конгресса "Психическое здоровье человека XXI века". - Москва: ИД "Городец", 2016. - С. 30-33.

Кризисные ситуации в жизни подростка: как пережить их вместе. Памятка для родителей / Под ред. Вихристюк О.В. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2016.

Вихристюк О.В., Банников Г.С., Гаязова Л.А. Диагностика профессионального выгорания лиц опасных профессий: возможности скрининговых обследований В сборнике: II Всероссийский съезд психологов силовых структур Российской Федерации Сборник материалов. Под общей редакцией Ю.П. Зинченко, А.Г. Караяни, Ю.С. Шойгу . 2016. С. 134-140.

Банников Г.С., Федунина Н.Ю., Павлова Т.С., Вихристюк О.В., Летова А.В., Баженова М.Д. Ведущие механизмы самоповреждающего поведения у подростков: по материалам мониторинга в образовательных организациях // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Том 24. № 3. С. 42–68. doi:10.17759/cpp.2016240304

Федунина Н.Ю., Банников Г.С., Вихристюк О.В., Баженова М.Д. Мониторинг ранних проявлений тревожно-депрессивных нарушений у учителей и студентов педагогического вуза: структурные и динамические аспекты // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2016. Т. 9. № 50. С. 7.

Вихристюк О.В., Банников Г.С., Бовина И.Б., Гаязова Л.А., Миллер Л.В. Что нужно знать родителям о подростковых суицидах? Москва. 2016.

Федунина Н.Ю., Банников Г.С., Вихристюк О.В., Павлова Т.С., Летова А.В., Баженова М.Д. Связь стратегии бегства-избегания и психологического благополучия у педагогов // Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие. Материалы IV Международной научной конференции: в 2-х томах. Ответственные редакторы: Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская, С. А. Хазова. 2016. С. 161-163.

Забродин Ю.М., Гаязова Л.А., Сергоманов П.А. Дифференцированные уровни квалификации педагога и структура профессионального стандарта педагога // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 2. С. 59–65. doi:10.17759/pse.2016210207

Ермолаева А.В. Психологическая профилактика и коррекция синдрома эмоционального выгорания специалистов экстренных психологических служб на примере психологов консультантов телефона доверия // Научные исследования и образование / Научный и общественно политический журнал, 3 (23) – М.: НОУ ВПО «Московский институт государственного управления и права», 2016, с. 21-27

Сборник памяток для администрации, педагогов (классных руководителей) образовательных организаций города Москвы по профилактике суицидального поведения среди обучающихся / под ред. Вихристюк О.В. – М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2015.

Банников Г.С., Вихристюк О.В., Гаязова Л.А., Павлова Т.С., Кошкин К.А. Профилактика суицидального поведения у подростков в работе центра экстренной психологической помощи МГППУ // В сборнике: Актуальные проблемы подростково-юношеской психиатрии. Материалы Всероссийской научно-практической конференция с международным участием, посвященной памяти профессора М.Я. Цуцульковской. 2015. С. 50-54.

Bannikov G., Koshkin K., Pavlova T., Miller L., Vikhristiuk O., Gayazova L. Psychiatric Symptoms and Psychological Defense Mechanisms in Russian Children and Adolescents with Traumatic Life Experience //Indian Journal of Science and Technology, Vol 8(S10), DOI: IPL0814, December 2015

Забродин Ю.М., Гаязова Л.А. Профессиональный стандарт педагога-психолога как стратегическая основа модернизации психолого-педагогического образования // Вестник практической психологии образования. 2015. Том 43. № 2. С. 17–30. URL: (дата обращения: 19.03.2019)

Забродин Ю.М., Гаязова Л.А., Леонова О.И. О разработке модели профессионально-общественной аккредитации образовательных программ высшего образования по направлению подготовки «Психология»  // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2015. Том 9. № 2. С. 5–11. URL: (дата обращения: 19.03.2019)

Забродин Ю.М., Сергоманов П.А., Гаязова Л.А., Леонова О.И. Построение системы дифференциации уровней квалификации Профессионального стандарта педагога // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 5. С. 65–76. doi:10.17759/pse.2015200506

Банников Г.С., Павлова Т.С. Психологическое благополучие специалистов, работающих в системе образования мегаполиса // Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов. 2015. С. 84–90.

2010 – 2014

Банников Г.С., Павлова Т.С., Вихристюк О.В. Скрининговая диагностика антивитальных переживаний и склонности к импульсивному, аутоагрессивному поведению у подростков (предварительные результаты) [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2014. № 1.

Безопасность образовательной среды: создание и внедрение психолого-педагогических технологий сопровождения: Сборник научных статей / Под ред. И.А. Баевой, О.В. Вихристюк, Л.А. Гаязовой. — М., МГППУ, 2014. — 99 с.

Баева И.А., Гаязова Л.А., Вихристюк О.В. Проблемы психолого-педагогического сопровождения безопасности и психологической комфортности образовательной среды начальной школы в условиях внедрения новых образовательных стандартов // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2014. Том 4. № 2. С. 63–68.

Забродин Ю.М., Ямбург Е.Ш., Гаязова Л.А. Профессиональный стандарт Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2014. Том 4. № 1. С. 20–39. 

Геронимус И.А. Использование юмора в работе на Детском телефоне доверия // Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение): материалы IV Международной научно-практической конференции, Москва, 27-28 февраля 2014 г. / ред. Б.Б. Айсмонтас, В.Ю. Меновщиков. – Москва : Московский городской психолого-педагогический университет, 2014. – С. 181-187.

Ермолаева А. В. Особенности мотивационно-личностной сферы сотрудников телефона доверия с синдромом эмоционального выгорания // Научные исследования и образование. – 2014. – №. 1. – С. 20-28.

 

Коджаспиров А.Ю. Профилактика подростковой агрессии средствами дистанционного консультирования. // Человеческий капитал. 2014. № 1 (61), с. 82-85.

 

Коджаспиров А.Ю. Профессиональная самореализация психологов-консультантов телефона доверия // European Social Science Journal/ Европейский журнал социальных наук, М:. МИИ «Наука», № 7, Том 3, 2014. стр.388-395.

Банников Г.С., Кошкин К.А. Антивитальные переживания и аутоагрессивные формы поведения подростка с «диффузной идентичностью» [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2013. № 1. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n1/59073.shtml (дата обращения: 19.03.2019)

Банников Г.С., Бовина И.Б., Вихристюк О.В., Дворянчиков Н.В., Коноплева И.Н. Представления о суициде в молодежной среде // Юридическая психология, №1, 2013.

 

Вихристюк О.В. Влияние средств массовой информации на суицидальное поведение подростков и молодежи (обзор зарубежных источников) [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2013. Том 2. № 1. С. 100–108.

 

Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение: Сборник научных статей. / Коллективная монография под ред. И.А. Баевой, О.В. Вихристюк, Л.А. Гаязовой. – М.: МГППУ, 2013. – 304 с.

 

Вихристюк О.В. Что нужно знать родителям о подростковых суицидах? / под ред. Вихристюк О.В. – М.: МГППУ, 2013. – 67 с.

 

Вихристюк О.В. Оказание кризисной психологической помощи по телефону доверия подросткам с суицидальными намерениями [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2013. № 4.

Банников Г.С., Вихристюк О.В., Летова А.В. Средства массовой коммуникации в системе предикторов суицидального поведения в подростковом возрасте [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2013. № 1.

 

Бовина И.Б., Банников Г.С., Вихристюк О.В., Дворянчиков Н.В., Коноплева И.Н. Представления о суициде в молодежной среде // Юридическая психология, № 1. 2013. С. 14-18.

 

Вихристюк О.В. Дистанционная психологическая помощь несовершеннолетним с суицидальными намерениями // Тюменский медицинский журнал. № 3. 2013. С. 52.

 

Вихристюк О.В. Обзор зарубежных источников по проблеме освещения случаев самоубийств в средствах массовой информации // Психологические аспекты детского суицида: технологии профилактики: Сборник материалов международной научно-практической конференции. М.: АНО «НЦПРО», 2013. С. 30-34.

 

Вихристюк О.В., Банников Г.С., Летова А.В. Средства массовой коммуникации в системе предикторов суицидального поведения в подростковом возрасте [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2013. № 1. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n1/59156.shtml (дата обращения: 06.02.2018)

 

Научный журнал «Психологическая наука и образование», тематический номер "Психологическая оценка и сопровождение безопасности образовательной среды", под ред. Баевой И.А., Гаязовой Л.А., Вихристюк О.В.. №6, 2013.

 

Банников Г.С., Вихристюк О.В., Миллер Л.В., Синицына Т.Ю. Методические рекомендации (памятка) психологам образовательных учреждений по выявлению и предупреждению суицидального поведения среди несовершеннолетних, Изд. М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. - 40 с.

 

Вихристюк О.В. Абонент в зоне здоровья / Вестник Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. № 8, декабрь 2013 г. С. 34-37.

 

Забродин Ю.М., Ямбург Е.Ш., Гаязова Л.А. О разработке профессионального стандарта педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) (пояснительная записка к профессиональному стандарту) // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2013. № 2. С. 5–21.

 

Забродин Ю.М., Гаязова Л.А. Стандарт профессиональной деятельности педагога: проблемы общественно-профессионального обсуждения  [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2013. № 3.

 

Банников Г.С., Ермолаева А.В. Кризисные состояния абонентов Телефона доверия: вопросы диагностики и психологической помощи [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2013. № 4.

 

Будинайте Г.Л., Геронимус И.А. Использование техник ориентированной на решение краткосрочной терапии в работе на телефоне доверия // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 4. С. 165–181.

Геронимус И.А., Карниз Т.А. Обращения примитивно-развлекательного характера в работе психолога-консультанта Детского телефона доверия [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2013. № 4.

 

Ермолаева А.В. Психологические особенности личности военнослужащего  –  участника боевых действий  [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2013. № 1.

Ермолаева А.В. Специфика обращений подростков на Телефоны доверия, работающие в крупных городах и мегаполисах // Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение. Сборник научных статей. — М.: МГППУ, 2013. — с. 238 – 240.

 

Коджаспиров А.Ю. Особенности краткосрочного консультирования в службах "Телефон доверия" / А.Ю. Коджаспиров. – Москва // Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 30-31 октября 2013: [сборник научных статей] / ред. И.А. Баева, О.В. Вихристюк, Л.А. Гаязова. – Москва: Московский городской психолого-педагогический университет, 2013. – С. 247-254.

 

Миллер Л.В., Вихристюк О.В. Экстренная психологическая помощь в системе столичного образования // Социально-психологические проблемы исследования безопасности и оценки в образовании: Сборник научных статей. – М.: Экон-информ, 2012. – (Вып.2).

 

Вихристюк О.В., Коныгина И.А., Мириманова М.С., Оганесян Н.Т. Профилактика школьных прогулов // Методические рекомендации / Московский городской психолого-педагогический университет, Центр экстренной психологической помощи. Москва, 2012.

 

Баева И.А., Вихристюк О.В., Гаязова Л.А., Ковров В.В. Социально-психологические проблемы исследования и оценки безопасности в образовании // Социально-психологические проблемы исследования безопасности и оценки в образовании: Сборник научных статей. – М.: Экон-информ, 2012. – (Вып.2).

 

Банников Г.С., Вихристюк О.В., Кошкин К.А., Миллер Л.В. Особенности оказания кризисной психологической помощи детям, пережившим травматическое событие // Социально-психологические проблемы исследования безопасности и оценки в образовании: Сборник научных статей. – М.: Экон-информ, 2012. – (Вып.2).

 

Банников Г.С., Вихристюк О.В., Матафонова Т.Ю., Миллер Л.В. Выявление и предупреждение суицидального поведения несовершеннолетних. Памятка психологам образовательных учреждений // Основы безопасности жизнедеятельности. Информационно-методическое издание для преподавателей, № 4-5, ООО «Красногорская типография», 2012.

 

Павлова Т.С., Банников Г.С. Система оказания кризисной психологической помощи субъектам образовательной среды (опыт США) // Психологическая наука и образование. 2012. № 2. С. 76–85.

 

Банников Г.С. Аутоагрессивные формы поведения подростка с нарушением развития «я» идентичности (недифференцированным «я») // Коченовские чтения «Психология и право в современной России». Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. – М., МГППУ, 2012.

 

Банников Г.С. Особенности пограничных психических нарушений у детей из школ-интернатов Южной Осетии, находившихся на реабилитации в детском реабилитационном центре (июнь-август 2009) // Теоретические и прикладные аспекты деятельности Центра экстренной психологической помощи МГППУ.

 

Баева И.А., Гаязова Л.А. Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2012. № 3.

 

Ермолаева А.В. Психологические особенности и формы анализа кризисных обращений в телефонном консультировании // В книге: Социально-психологические проблемы исследования и оценки безопасности в образовании Сборник научных статей. Москва, 2012. С. 281-290.

 

Ермолаева А. В. Специфика применения метода «беспристрастное оценивание» в кризисном телефонном консультировании //Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение). – 2012. – С. 135-139.

 

Ермолаева А.В. Экстренное психологическое консультирование на телефоне доверия: практические методы и техники работы с кризисными абонентами: Методическое пособие для консультантов Телефонов доверия. М.: Экон-информ, 2011. 71 с.

 

Методы и критерии повышения эффективности деятельности специалистов, оказывающих экстренную психологическую помощь средствами телефонного консультирования [Текст]: методическое пособие для руководителей и консультантов Телефонов доверия / А. Ю. Коджаспиров [и др.]. - Москва : Экон-Информ, 2011. - 208 с.

 

Научно-практические и прикладные аспекты деятельности центра экстренной психологической помощи ИЭП МГППУ сборник статей. Департамент образования г. Москвы, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Московский гор. психолого-пед. ун-т, Ин-т экстремальной психологии, Центр экстренной психологической помощи ; [отв. ред.: Баева И. А.]. Москва, 2011. С. 13-20.

 

Баева И.А., Гаязова Л.А. Проблемы междисциплинарного подхода к обеспечению безопасности образовательной среды  // Психология образования в XXI веке: теория и практика. 2011.

Геронимус И.А. Развитие временной перспективы абонента, как задача психологического консультирования по телефону абонентов подросткового возраста // Теоретические и прикладные аспекты деятельности Центра экстренной психологической помощи МГППУ. 2011.

 

Коджаспиров А.Ю. Профессиональное выгорание психологов-консультантов телефона доверия. Специфика, профилактика, возможности коррекции // Теоретические и прикладные аспекты деятельности Центра экстренной психологической помощи МГППУ. 2011.

Полетаева М.В. Консультирование родителей, обратившихся на телефон доверия по поводу конфликта с детьми//Теоретические и прикладные аспекты деятельности Центра экстренной психологической помощи МГППУ. 2011.

Ермолаева А.В. Активное слушание как метод работы с кризисными обращениями на Телефоне доверия // Сборник: Телефон доверия как средство помощи детям, родителям, педагогам: Материалы всероссийской научно-практической конференции./Под ред. А.Ю. Коджаспирова. М.: МГППУ, 2010. 240 с.

Геронимус И.А., Орлова Е.В. Использование диагностики профессионально важных знаний и навыков консультантов, для повышения качества консультационной работы психологической службы // Телефон доверия как средство психологической помощи детям, родителям, педагогам. 2010.

Коджаспиров А.Ю. Детский телефон доверия как средство профилактики детского насилия и нарушения прав детей // Телефон доверия как средство психологической помощи детям, родителям, педагогам. 2010.

Михайлова А.Э. Психологическая помощь средствами телефонного консультирования детям, переживающим развод родителей // Телефон доверия как средство психологической помощи детям, родителям, педагогам. 2010.

Геронимус И.А. Телефонное консультирование по проблеме межличностных взаимоотношений средствами краткосрочной психотерапии // Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов. С. 80–84.


Контакты

Адрес: 123290, Москва, Шелепихинская наб., д. 2А стр. 2, 3-й этаж.

Контактный телефон руководителя: 8(499) 795-15-07

E-mail руководителя:  vihristukov@mgppu.ru

Офис 302

Подразделения ЦЭПП: 

Сектор экстренного реагирования и психологического консультирования 

Контактный телефон: 8(499) 795-15-01

Офис 301

Сектор дистанционного консультирования «Детский телефон доверия»:

Контактный телефон (в т.ч. по вопросам обучения для специалистов в области дистанционного консультирования): 8(499) 795-15-03

E-mail: dtd@mgppu.ru

Сайт Детского телефона доверия ЦЭПП МГППУ: http://childhelpline.ru/

Офис 312