Вся психология в одном университете

Основные публикации кафедры

Монографии:

  1. Иовчук Н.М., Куртанова Ю.Е., Малюкова Н.Г., Мелик-Пашаев А.А., Шеманов А.Ю., Щербакова А.М. и др. Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья: научное издание / составление и редакция Щербаковой А.М. – М., 2011. – 8 п.л.
  2. Басилова Т.А., Михайлова Т.М., Пайкова А.М. Ян Ван Дайк о детях с врожденными нарушениями зрения и слуха: вопросы обучения и исследования проблем. – М.: Теревинф, 2018. – 128  с.  
  3. Шеманов А.Ю., Румянцев О.К., Бакшеев Е.С. и др. Целевые ориентиры государственной национальной политики: возобновление человеческого ресурса и национальные культуры (проблема Другого) / коллективная монография под ред. О.К. Румянцева, А.Ю. Шеманова. – С.-Пб., 2018. – 360 с. 

Учебники:

  1. Тифлосурдопедагогика: учебник / под ред. Т.А. Басиловой, Е.Л. Гончаровой, Н.М. Назаровой. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 472 с. 
  2. Специальная дошкольная педагогика: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / [Е.Р. Баенская, Т.А. Басилова, А.Л. Венгер и др.]; под ред. Е.А. Стребелевой. 2-ое изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 352 с. – (сер. Бакалавриат). Гриф: Рекомендовано ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» Регистр. номер рецензии 310 от 8 июля 2013 г. ФГАО «ФИРО». Тираж 1000 экз.
  3. Специальная психология. В 2 тт.: учебник для бакалавриата и магистратуры / В.И. Лубовский, В.А. Лонина, Т.А. Басилова, И.Ю. Левченко и др.: под ред. В.И. Лубовского. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2014. Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс. Рекомендовано Учебно-методическим отделом высшего образования в качестве учебника для студ. вузов по гуманитарным направлениям и специальностям. М.: Юрайт, 2014. 1 т. – 428 с. 2 т. – 274 с.

Учебные и методические пособия:

  1. Учебное пособие «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья» / под ред. И.Ю. Левченко и С.Д. Забрамной. – М.: Академия, 2011. (дополненное переиздание). Соавтор Т.А. Басилова – Глава Клинико-психолого-педагогическое изучение детей со сложными нарушениями развития.
  2. Щербакова А.М. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя. Гриф МО РФ. – М.: Владос, 2014. 311 с. – Составитель, редактор, соавтор. – Соавторы: Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М.
  3. Басилова Т.А. (в соавт. с Александровой Н.А.) Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей раннего возраста со сложными нарушениями развития. Глава в метод. пособие «Сопровождение проблемного ребенка и его семьи в системе ранней помощи. Диагностика и коррекция развития» / под общ. Ред. Ю.А. Разенковой. – Москва: Школьная Пресса, 2012. С.148-170. (1 п.л.)
  4. Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация для подростков и взрослых (ПВИ-ПВ). Методическое пособие. – М.: Когито-Центр, 2012.

Сборники статей:

  1. Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья: сборник научных статей / под ред. А.М. Щербаковой. – М.: 2013. – 240 с.
  2. Развитие инклюзии в высшем образовании: сетевой подход: сборник статей / под ред. В.В. Рубцова. – М.: 2018. – 92 с. 

Статьи в реферируемых журналах:

  1. Басилова Т.А., Моисеева И.В., Саприна Е.А., Хохлова А.Ю. Особенности глухих учащихся современной специальной школы и факторы, влияющие на сохранность их психического здоровья. Психологическая наука и образование. – 2010. – № 2. – С. 82-90.
  2. Басилова Т.А., Белопольская Н.Л., Инденбаум Е.Л. Современные проблемы психолого-педагогической коррекции нарушений интеллектуального развития у детей. Отчет о конференции // Культурно-историческая психология. – 2013. – №4. – С.117–121.
  3. Басилова Т.А. В.И. Лубовский – директор НИИ дефектологии и организатор кафедры и факультета специальной психологии в МГППУ // Коррекционная педагогика. – 2018. – № 1 (75). – С. 9–14.
  4. Белопольская Н.Л., Улькина Н.А. Исследование возрастной идентификации у матерей, воспитывающих детей с нарушениями психического развития // Дефектология. – 2010. – №1. – С.23-31.
  5. Белопольская Н.Л. Экспериментальное исследование возрастной идентификации у людей, совершивших суицидальную попытку / Психологическая наука и образование. – 2010 – № 2. – С. 125-133.
  6. Белопольская Н.Л., Клейменова Н.В. Исследование зоны ближайшего эмоционального развития у детей с задержкой психического развития // Дефектология. – 2011. – №2. – С. 36-43.
  7. Белопольская Н.Л., Бочарова Е.Е. Возрастная идентификация у подростков с нормативным и сниженным интеллектом в ситуации жизненного кризиса // Дефектология. – 2011. – №6. – С. 3-9.
  8. Белопольская Н. Л. Бочарова Е.Е. Особенности представлений о своем будущем у подростков, переживающих жизненный кризис / Экспериментальная психология. – № 3. Т. 5. – 2012. – С. 58-69.
  9. Белопольская Н.Л., Белопольский В.И., Шафирова Е.М., Авдошенко К.Е. Лицевой возраст и мотивации омоложения лица у женщин в эстетической хирургии // Знание. Понимание. Умение. 2012. – № 2. – С. 214-221.
  10. Белопольская Н.Л., Рубан О.В. Хороводные игры как метод коммуникативного развития дошкольников с нормативным и нарушенным психическим развитием // Социальная психология и общество. – 2012. – № 4. – С. 130-140.
  11. Белопольская Н. Л. Вклад А.Р. Лурия в Российскую психологию: 35 лет спустя (к 110-летию со дня рождения) // Знание. Понимание. Умение. – 2012. – № 4. – С. 301-306.
  12. Белопольская Н.Л., Рубан О.В. Традиционные хороводные игры как метод коррекции коммуникативных нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра // Дефектология. – 2013. – № 4. С. 37-43.
  13. Белопольская Н.Л., Литовченко И.С. Исследование представлений современных подростков о своем психологическом и телесном возрасте // Актуальные проблемы психологического знания. – 2014. – № 4. – С. 59-67.
  14. Белопольская Н.Л., Рубан О.В., Безпальчева О.В., Слепухина А.А. Русская традиция пестования в воспитании современными матерями детей с нормативным и проблемным развитием // Актуальные проблемы психологического знания. – 2014. – №4(33). – С.93-102.
  15. Белопольская Н.Л., Литовченко И.С. Психологический и телесный возраст современных подростков и юношества с реальными и мнимыми проблемами внешности // Психологическая наука и образование. – 2014. – Т. 19. – № 4. – C. 72–80.
  16. Кузьмина Т.И. Интракондиция: четвертое состояние сознания //
    Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. – 2018. – Т. 43. – № 1. – С. 62–71.
  17. Кузьмина Т.И., Федотова Т.К., Горбачева А.К., Сухова А.В, Ковалева А.В., Панова Е.Н. Поиск новых подходов к изучению психосоматических связей в антропологии: третий этап исследования // Вестник Московского университета. Серия 23: Антропология. – 2018. – № 3. – С. 61-79.
  18. Куртанова Ю.Е. Внутренняя картина болезни детей и подростков с лимфостазом // Психологическая наука и образование. – 2012. – № 4.
  19. Куртанова Ю.Е., Зинченко М.Н. Внутренняя картина болезни детей с нефрологическими заболеваниями и хронической почечной недостаточностью // Психологическая наука и образование. – 2012. – № 5. – С.19–28.
  20. Куртанова Ю.Е. Психологическая адаптация детей с лимфедемой // Вестник лимфологии. – 2012. – №1. – М.: Издательство НЦССХ им. Бакулева. – С. 24-25.
  21. Куртанова Ю.Е., Борисенко А.В.Представления о смерти у детей при хронических соматических заболеваниях (на примере нефрологических заболеваний) // Клиническая и специальная психология. – 2013. – № 4.
  22. Куртанова Ю.Е., Бондарь О.В. Исследование субъективного качества жизни молодых людей с ограниченными возможностями здоровья // Психологическая наука и образование psyedu.ru. – 2014. – № 2.
  23. Куртанова Ю.Е., Вачков И.В., Заруба Д.А., Психологические особенности образа Я и самооценки у подростков с нарушением почечного функционирования разной степени тяжести // Клиническая и специальная психология. – 2018. – Т. 7. – № 3. –С. 45–65.
  24. Левченко И.Ю., Жигорева М.В. В помощь дефектологу дошкольной образовательной организации: методические подходы к проектированию адаптированной основной образовательной программы для детей раннего возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2018. – № 4. – С. 23–28.
  25. Левченко И.Ю. Некоторые вопросы подготовки специалистов для работы в психолого-медико-педагогических комиссиях // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2018. – Т. 76. – № 2. – С. 11–17.
  26. Лубовский В.И. Современные проблемы диагностики задержки психического развития // Психологическая наука и образование psyedu.ru. – 2012. – №1.
  27. Рубан О.В., Белопольская Н.Л. Психологические аспекты в русской традиции пестования // Актуальные проблемы психологического знания. 2012. – № 3 (24). – С. 55-62
  28. Рубан О.В., Белопольская Н.Л. Традиционное русское пестование как метод коррекции взаимодействия в диаде мать-ребенок с расстройствами аутистического спектра // Дефектология. – 2012. – № 4. С.14-22.
  29. Ткачева В.В. Бразгун Т.Н. Семья ребенка с синдромом Дауна сквозь призму изучения особенностей межличностных отношений // Клиническая и специальная психология. – 2018. –Т. 7. – № 1. –С. 28–39.
  30. Ткачева В.В., Воронкова В.В., Каткова И.А. К проблеме обучения чтению умственно отсталых младших школьников со сложными нарушениями развития  // Обучение и воспитание детей с нарушениями развития. – 2018. – № 4. – С. 36–41.
  31. Ткачева В.В. О Владимире Ивановиче Лубовском, удивительном человеке и ученом // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2018. Т. 75. – № 1. – С. 7–8.
  32. Ткачева В.В., Бразгун Т.Н. К проблеме дисфункциональности семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Системная психология и социология. – 2018. – № 3. – С. 84–96.
  33. Шеманов А.Ю. Проблема формирования инклюзивной общности в изучении творческой деятельности // Психологическая наука и образование. – 2014. – Т. 19. – № 1. – С. 17-25
  34. Шеманов А.Ю. Антропология инклюзии: автономия или аутентичность? // Обсерватория культуры. – 2014. – № 4. – C.9-16
  35. Шеманов А.Ю. Самоидентификация человека в современной культуре и проблема становления субъективности // Философские науки. – 2012. – № 11. – С. 106-118.
  36. Шеманов А.Ю. Политика в отношении Другого: между функционализмом и структурализмом // Обсерватория культуры. –2018. –№ 2. – С. 132–140.
  37. Шеманов А.Ю., Екушевская А.С. Формирование инклюзивной культуры при реализации инклюзивного образования: вызовы и достижения // Современная зарубежная психология. – 2018. – № 1. –С. 29–37.
  38. Щербакова А.М., Шеманов А.Ю. Дискуссионные вопросы развития личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью // Психологическая наука и образование. – 2010. – № 2. – С. 63-71.
  39. Щербакова А.М., Гудилина О.Н. Сравнительная характеристика отношения к ограниченным возможностям своего здоровья лиц с врожденными и приобретенными нарушениями статодинамической функции // Психологическая наука и образование. 2010. №5. С.77–86.
  40. Щербакова А.М. Подготовка студентов-психологов к работе с терминальными больными (в рамках специализации «Психологическая реабилитация») // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. № 5.
  41. Щербакова А.М., Лыкова Н.С. Экспериментальный подход к изучению морально-нравственной сферы детей с умственной отсталостью // Психологическая наука и образование. 2011. № 5. С.61–69.
  42. Щербакова А.М., Забавская А.А. Оценка качества жизни молодыми инвалидами с ментальной недостаточностью // Психологическая наука и образование. 2012. №4.
  43. Щербакова А.М., Баскакова Ю.В. Изучение отношения к собственной инвалидности слепых и слабовидящих молодых людей с помощью методики «Синквейн» // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т. 6. № 3. С.208–226.
  44. Щербакова А.М. Совместная лепка как способ найти взаимопонимание с ребёнком // Искусство в школе. – 2018. – № 4. – с. 62–65.
  45. Щербакова А.М., Тадевосян Н.Н. Реабилитационный эффект программы Therapeutic Recreation для её участников, перенесших онкологические и гематологические заболевания // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2018. – № 3. – С. 62–75.
  46. Щербакова А.М., Горбачевская Н.Л. К юбилею Татьяны Александровны Мешковой // Клиническая и специальная психология. –  2018. – Т. 7. – № 3. – С. 217–222. 

Публикации за рубежом

  1. Basilova T. Changes of the Population jf Deafblindness in Russia. Przeglad Badan Edukacyjnych. Educational Research Reviaw. Vol 1, No18 (2014).
  2. Щербакова А.М. Self-actualization of individuals with intellectual disability: role of the environment // Social Welfare Interdisciplinary approach. 2012. Volume 1 (3).
  3. A.M. Shcherbakova. The Image of Home as a Personale Resource for Adolescents With Mental Disorders // Dynamische Psychiatrie/Dynamic Psychiatry. Confirmation of the publication.
  4. Shemanov A. The Methodological Considerations about the Concept of Culture: Significance for Inclusion Research in Italy and Russia // Inclusion, Citizenship and Intercultural Dialogue. Some International Perspectives  / Ed. by Paolina Mulè / Questioni pedagogiche e formative 10. Lecce – Brescia: Pensa MultiMedia Editore s.r.l., 2018. P. 179-190. 

Сборники тезисов:

  1. Искусство как творчество социальности и проблемы социокультурной реабилитации: Сб. статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Москва, 1–2 октября 2013 г., Московский городской психолого-педагогический университет, Институт философии РАН, РОО СТР «Круг») с приложением реестра «особых театров» / Отв. редактор: А.Ю. Шеманов. – М.: ООО «Принтберри», 2013. – 360 с.
  2. Психолого-педагогическая коррекция нарушений интеллектуального развития у детей в современном образовании. – Сборник материалов Второй Всероссийской научно-практической конференции по психолого-педагогической коррекции нарушений развития у детей: коррекция нарушений интеллектуального развития у детей в современном образовании (5-6 марта 2013 г.) Под ред. Т.А. Басиловой и Н.Л. Белопольской. – М.: МГППУ, 2013. – 154 с.
  3. Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья: Материалы II международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья» 12-13 декабря 2013 года / под. ред. А.М. Щербаковой. – Москва, 2013.
  4. Коррекция и профилактика нарушений поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья. Материалы 1 Всероссийской научно-практической конференции (17-18 октября 2011) / Под ред. Т.А. Басиловой и Н.Л. Белопольской. – М.: МГППУ, 2011. – 193 с.
  5. Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья» (12-13 декабря 2011 года) / Сост. и ред. А.М. Щербаковой и Ю.Е. Куртановой. – М.: 2011. – 713 с.

Контакты

Адрес: Москва, Шелепихинская наб., д.2А, стр.3, каб. 308 Г

График работы: пн.-пт., 10:00-18:00

Телефон: +7 (499) 256-87-50 (кафедры)

E-mail: plutalovaev@mgppu.ru (специалист по учебно-методической работе кафедры Плуталова Екатерина Витальевна)