Вся психология в одном университете

Программа стратегического академического лидерства «Приоритет 2030»

Программа «Приоритет 2030» позволит сконцентрировать ресурсы для обеспечения вклада российских университетов в достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, повысить научно-образовательный потенциал университетов и научных организаций, а также обеспечить участие образовательных организаций высшего образования в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации. Цель программы «Приоритет 2030» – к 2030 году сформировать в России более 100 прогрессивных современных университетов - центров научно-технологического и социально-экономического развития страны.

Цель программы «Приоритет 2030» – к 2030 году сформировать в России более 100 прогрессивных современных университетов - центров научно-технологического и социально-экономического развития страны.

Программа развития МГППУ Приоритет-2030


Стратегический проект «Педагогика развития»

Стратегический проект «Педагогика развития» направлен на достижение задачи Национального проекта «Образование»: «обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования». Существенным препятствием на пути достижения указанной цели является значительная доля обучающихся, испытывающих трудности в освоении содержания образовательных программ и не достигающих порогового значения по одному из трех основных видов функциональной грамотности. Согласно результатам Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA-2018, 22% российских школьников не достигли порогового уровня читательской и математической грамотности, 21% — естественнонаучной грамотности (Центр оценки качества образования ИСРО РАО, http://centeroko.ru/pisa18/pisa2018_pub.html). Как показывают многочисленные исследования (https://fioco.ru/antirisk), большая доля таких обучающихся относится к категориям детей, находящихся в неблагоприятных социально-экономических условиях, включая детей с ОВЗ и инвалидностью, семьи с низким социально-экономическим статусом, детей-мигрантов, детей с нарушением психологического развития и девиантным поведением. Преодоление трудностей в обучении у таких категорий обучающихся невозможно достичь некоторым набором простых и быстрых мер, а предполагает решение целого ряда фундаментальных и прикладных научных проблем, направленных на поиск принципиально нового уровня индивидуализации их обучения в условиях массовой классно-урочной системы общего образования. Существенным ресурсом решения этой важнейшей образовательной и социальной проблемы является модернизация целей, содержания и инструментов деятельности психологической службы образования. Модернизация подготовки педагогов в рамках стратегического проекта строится на основе выявления лучших педагогических практик с доказанной эффективностью, позволяющих сформировать у будущих учителей профессиональные компетенции, необходимые для развития обучающихся в рамках учебной, проектной и исследовательской деятельности, преодоления трудностей в обучении в рамках совместной профессиональной деятельности со специалистами психологической службы образования.

Стратегический проект «Педагогика развития» направлен на решение следующих проблем:

  • отсутствие возрастных норм развития современных детей и достоверных данных о влиянии цифровых технологий на психологическое развитие детей разных возрастных групп;
  • 30% обучающихся испытывают трудности в освоении основных образовательных программ в школе; кризис интереса к обучению и низкая учебная мотивация у обучающихся;
  • недостаточная квалификация и подготовка педагогов, в том числе начального общего образования в области индивидуализации обучения, мотивирования и формирования образовательных результатов у обучающихся (в том числе с трудностями в обучении);
  • организация психологической службы образования не ориентирована на формирование у обучающихся образовательных результатов и не отвечает на современные вызовы и угрозы.

Стратегический проект «Благополучие и безопасность детства»

Благополучие в сфере детства и безопасность детей являются ключевыми приоритетами социальной политики Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы», План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г. № 122-р)).

В условиях появления и роста глобальных угроз и вызовов для современного детства (в том числе агрессии, буллинга, суицидального поведения, радикализации среди детей, подростков и молодежи, интернетугроз, стремительного роста доли детей, испытывающих повышенную тревожность и проявления депрессии) необходима разработка комплексной системы обеспечения и сопровождения благополучия и безопасности детства специалистами образования и социальной сферы.

Стратегический проект «Благополучие и безопасность детства» реализуется для решения следующих проблем:

  • отсутствие социальных технологий защиты детства с доказанной эффективностью;
  • рост проявлений агрессии, буллинга, суицидального поведения, радикализации среди подростков и молодежи, в том числе в Интернете;
  • отсутствие целостной модели создания благоприятного психологического климата, направленного на повышение безопасности образовательной среды; отсутствие методик профилактики нарушений психологической безопасности обучающихся, имеющих доказанную эффективность;
  • отсутствие системы объективной оценки уровня благополучия детства в субъектах Российской Федерации;
  • барьеры трансфера передовых социальных технологий защиты детства, разработанных в передовых социально ориентированных НКО, в сферу подготовки кадров для социальной сферы;
  • недостаточный уровень квалификации специалистов органов опеки и попечительства, специалистов в области профилактики нарушений психологической безопасности.

Стратегический проект «Инклюзивное образование: исследования и технологии с доказанной эффективностью»

Стратегический проект «Инклюзивное образование: исследования и технологии с доказанной эффективностью» направлен на развитие инклюзивной среды в системе общего образования в соответствии с одним из стратегических направлений Плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 года № 122-р).

Поиск эффективных технологий индивидуализации обучения и социализации обучающихся с ОВЗ предполагает переход к парадигме доказательного подхода и независимой оценке на основе эмпирических исследований. Дефицит проведения такого типа исследований приводит к снижению качества инклюзивного образования и зачастую к поддержке менее эффективных, но более известных программ и методик.

В рамках стратегического проекта будет разработана, апробирована и внедрена методология, методика, логистика проведения исследований, направленных на оценку эффективности инклюзивных технологий на основе методологии доказательного подхода, выявлены лучшие практики и подходы, которые станут содержанием модернизации программ подготовки кадров и программ ДПО.

Стратегический проект «Инклюзивное образование: исследования и технологии с доказанной эффективностью» направлен на решение следующих проблем:

  • дефицит инклюзивных методик и технологий (в том числе цифровых) с доказанной эффективностью;
  • отсутствие системы дифференцированной диагностики различных видов РАС, программ обучения и сопровождения детей с РАС; отсутствие региональных моделей межведомственного сопровождения детей с РАС;
  • низкий уровень инклюзивных компетенций у педагогов общего образования, недостаточный для индивидуализации обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью (в том числе реинтеграции детей, находящихся на длительном стационарном лечении);
  • ограниченная территориальная доступность программ высшего образования, адаптированных для лиц с ОВЗ и инвалидностью

Стратегический проект «Научно-образовательный прорыв в когнитивных науках и нейронауках»

Стратегический проект «Научно-образовательный прорыв в когнитивных науках и нейронауках» направлен на выполнение показателя «Обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования» Национального проекта «Наука и университеты», установленного в целях достижения национальной цели «Возможности для самореализации и развития талантов».

Достижение научного прорыва в рамках приоритетов научнотехнологического развития, связанных с переходом к персонализированной медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям здоровьесбережения, ответом на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и технологий, предполагает, в том числе, проведение фундаментальных и прикладных исследований для разработки нейро- и когнитивных технологий и их применения в разных сферах.

В свою очередь, это требует подготовки квалифицированных кадров в области когнитивных наук и нейронаук на основе преемственных образовательных траекторий.

Стратегический проект предусматривает консолидацию интеллектуального потенциала и ресурсов ведущих российских и зарубежных научных центров и университетов, осуществляющих исследования и подготовку кадров в области когнитивных наук и нейронаук, а также лидеров движения НТИ и профильных высокотехнологичных компаний, с созданием консорциума «Образование в области когнитивных наук и нейронаук».

Стратегический проект «Научно-образовательный прорыв в когнитивных науках и нейронауках» направлен на решение следующих проблем:

  • отсутствие обоснованной стратификации расстройств внутри гетерогенного аутистического спектра, а также объективных диагностических критериев и эффективных способов их лечения и коррекции;
  • дефицит качественных нейрокогнитивных технологий для повышения эффективности использования компьютеров и компьютеризированных устройств здоровыми людьми и людьми с инвалидностью;
  • недостаточная степень исследованности когнитивно-коммуникативных процессов: восприятия эмоциональных состояний, индивидуальных характеристик личности, окуломоторной активности, сложных экологически валидных объектов, межличностного восприятия в условиях существенной трансформации традиционных способов коммуникации;
  • отсутствие многоуровневой системы непрерывного образования и подготовки специалистов в области когнитивных наук и нейронаук в условиях их дефицита и стремительного роста кадровых потребностей этой приоритетной области научно-технологического развития.