Проект "Выпускник МГППУ"

В ситуации высокой конкуренции  на рынке образовательных услуг  в сфере высшего образования каждый вуз стремится к достижению одной и той же цели – подготовке высококвалифицированных, конкурентоспособных  специалистов, востребованных на рынке труда. 

В связи с неблагоприятной демографической ситуацией в стране, которая привела к снижению количества поступающих, увеличением количества мест, финансируемых за счет ассигнований федерального бюджета и другими факторами, вузы должны качественно изменить, модернизировать подход к набору на обучение по программам высшего образования, и к реализации образовательных услуг.  

При выборе будущей профессии и образовательного учреждения каждый поступающий задается вопросами: «Что мне даст это образование?»,  «Где я буду работать?», «Какая зарплата у меня будет?». И каждый вуз, МГППУ в частности, должен дать абитуриенту однозначные ответы на эти вопросы, предоставить сведения об образовательных программах, которые позволяют выстроить эффективные профессиональные треки,  о профессиональных перспективах, скорости развития карьеры, уровне и динамике заработной платы. 

Данная работа направлена, в первую очередь, на анализ профессиональных треков выпускников, обучавшихся в МГППУ по психологическим и психолого-педагогическим специальностям, уровня оплаты труда на разных этапах профессионального становления,  удовлетворенности качеством полученного образования, скоростью вхождения в профессию.

Практическая проблема, на решение которой направлено исследование

Процесс подготовки высококвалифицированных и востребованных на рынке труда специалистов начинается на этапе проведения профориентационной работы и набора на программы высшего образования. Реалистичные представления о ситуации на рынке труда специалистов конкретного профиля, будущих профессиональных и финансовых как перспективах, так и ограничениях, особенностях конкретной профессиональной сферы – это то, что необходимо для подготовки мотивированного, заинтересованного в дальнейшем профессиональном росте специалиста. Те сведения, которые будут получены в результате запланированного исследования, позволят усовершенствовать профориентационную деятельность МГППУ,  оптимизировать учебный процесс для формирования профессиональных компетенций на всех этапах обучения, повысить эффективность трудоустройства выпускников  и привлечь их к взаимовыгодному сотрудничеству с МГППУ ( профориентационная работа, роль наставников молодых специалистов и др.) 

 Объектом исследования является: профессиональное развитие выпускников МГППУ. 

Предметом  исследования являются: трудовые траектории выпускников МГППУ и их представления о собственной профессиональной реализации.

Гипотезы: 

  1. Полученных компетенций, навыков и знаний достаточно для того, чтобы начать строить успешную профессиональную траекторию психолога;
  1. У выпускников, с высокими показателями по критериям "Уровень материального и нематериального вознаграждения", "Карьерный рост" наблюдается регулярное повышение квалификации по выбранным специализациям. 

Цель исследования: проанализировать и сформировать представление о профессиональной жизни выпускников, обучавшихся в МГППУ по психологическим и психолого-педагогическим специальностям (востребованность на рынке труда, профессиональные треки выпускников, уровень и динамика материального и нематериального вознаграждения на различных этапах профессионального самоопределения, удовлетворенность полученным образованием, роль дополнительного профессионального образования  в развитии профессиональной карьеры); 

При сборе данных относительно большого числа единиц исследований использован выборочный метод (данные собираются один раз и носят количественный характер). Далее рассчитаны описательные и корреляционные характеристики исследования, делаются статические выводы.

В результате решения намеченных «единиц исследования»  получена обратная связь от выпускников в форме предложений по оптимизации учебного процесса (в части практической подготовки в том числе); по усовершенствованию процесса содействия в  трудоустройстве выпускников; по  готовности выпускников продолжать взаимодействие с Альма-Матер (в части продолжения обучения по программам других уровней, программам повышения квалификации, программам профессиональной переподготовки, участия в научно-исследовательских проектах и проч.) 

Полученные данные помогут исследователям проекта провести серию интервью «История успеха выпускника МГППУ», включающую интервью (в том числе видеоматериалы) с успешными выпускниками, добившимися значительных профессиональных и финансовых достижений;

Задачи исследования. Для реализации цели проекта были реализована  ряд задач:

  • Создана первичная база данных выпускников МГППУ разных уровней образования (бакалавриат, специалитет, магистратура), включающая контактные данные,  основные сведения по полученному образованию, в частности по непрерывности образования (в случае обучения в МГППУ по нескольким уровням образованиям), сведения о трудоустройстве (при наличии).
  • Разработана и апробирована анкета, по  блокам,  направленным на получение информации по основным исследовательским вопросам проекта:
  1. Профессиональный трек выпускника (места работы, должность, стаж работы на каждом рабочем месте, продвижения по карьерной лестнице в рамках одной организации или перевода в другую организацию, работа в ИП, создание собственного ИП или работа в системе самозанятости (частное консультирование, работа экспертами в области психологии, работа руководителями психологических служб, руководителями в других социальных сферах  и пр).   
  2. Финансовое вознаграждение профессиональной деятельности (размер заработной платы в начале профессионального пути, динамика заработной платы в зависимости от стажа и места работы, возможности получения дополнительного дохода (например, частные консультации, участие в коммерческих проектах и т.д.)
  3. Определение уровня удовлетворенности полученным образованием и достаточности / недостаточности «базы знаний, умений и навыков»,  которые выпускники получили в процессе обучения в МГППУ. 
  4. Определение  этапов развития профессиональной карьеры, в которые возник дефицит в  «базе», и выбранные способы его компенсации.  
  5. Определение уровня значимости программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, роль дополнительного образования в конкретном профессиональном треке.

 Данная работа  поможет  наладить обратную связь с выпускниками  по выявлению позитивных/ негативных моментов в получении выпускниками профессиональных компетенций, выявлением «самого лучшего и самого худшего момента» во время обучения в МГППУ, скорости включения в профессиональную деятельность, скорости выстраивания карьеры, причин замены полученной специальности другой специальностью, удовлетворенность/ неудовлетворенность  уровнем заработанной платы.

  1. Участникам проекта: 

- Разработан механизм проведения анкетирования выпускников, в частности посредством интернет-технологий, способствующих оперативному, масштабному и качественному взаимодействию с выпускниками (интернет-коммуникации, веб-сервисы и инструментарии социальных сетей).

- Проведено анкетирование максимального количества выпускников. 

- Обработаны, проанализированы полученные результаты, выявлены закономерности и особенности профессионального становления выпускников МГППУ, обобщены сведения по уровню материального вознаграждения на разных этапах профессиональной карьеры, выявлены представления выпускников о недостатках  получения образования в МГППУ.

- Организован проектный семинар по результатам исследования..

- Проведены две фокус-группы с целью выявления заинтересованности в дальнейшем взаимодействии с МГППУ, заинтересованности в тех или иных образовательных продуктах, возможность участия в совместной, в том числе научной деятельности и определения перспективности сотрудничества. 

- Организовано  интервьюирование успешных выпускников МГППУ, видеосъемку короткого ролика с указанием основных особенностей развития профессиональной карьеры и перечнем особо значимых профессиональных достижений. 

- Создан раздел на официальном сайте МГППУ информацию о проекте.

Методы исследования: 

  • Анкетирование  выпускников МГППУ; 
  • Проведение-фокус группы на предмет заинтересованности выпускников в продолжении взаимодействия с МГППУ;
  • Результаты выполнения исследовательского проекта будут отражены в научных статьях, объединенных общей темой исследования  учтены при составлении плана оптимизации учебного, коммуникационного и организационного процесса в МГППУ, будут использованы в профориентационной работе  факультетов и центра «PRO PSY» и деятельности отдела содействия трудоустройству выпускников МГППУ с целью решения вопроса качественного трудоустройства выпускников.

Создание видеоальбома «Истории успеха» с выпускниками МГППУ, достигшими значимых профессиональных достижений.

Проектный семинар по результатам исследования с целью разработки рекомендаций по модернизации учебного, коммуникационного и организационного процесса в МГППУ в соответствии с пожеланиями выпускников (при подтверждении целесообразности) и утверждения плана мероприятий по внедрению.

Разработчики: