Министерство просвещения

Вся психология в одном университете

Образовательная политика

Программа развития на 2021-2030 год:

МГППУ — психологический университет с широким набором образовательных программ (более 80) в области психологии, образования и социальной сферы; исследовательский университет с превалированием обучения в магистратуре и аспирантуре (66,3% образовательных программ).

В настоящее время в МГППУ:

  • осуществлен переход на модульные практико-ориентированные образовательные программы по направлению подготовки «Психологопедагогическое образование» в соответствии с требованиями профессиональных стандартов (освоение типовых профессиональных задач аналогично подходу CDIO в инженерном образовании);
  • проведена апробация независимой оценки профессиональных компетенций у выпускников и цифрового портфолио осваиваемых компетенций как инструмента профессионализации подготовки выпускников и повышения эффективности их трудоустройства;
  • разработана цифровая образовательная среда e-learning, внедрена электронная библиотека МГППУ (содержит более 13000 оцифрованных текстов книг, статей, диссертаций и выпускных квалификационных работ);
  • реализуются международные программы магистратуры с двумя зарубежными университетами-партнерами (Первый Римский университет «LaSapienza», Пловдивский университет «Паисий Хилендарски») и программы академической мобильности Erasmus;
  • поддерживается кооперация с более, чем 1100 практическими и клиническими базами подготовки специалистов.

Ключевые приоритеты, направления и планируемые результаты.

Модернизация содержания программ подготовки на основе новых знаний, полученных в ходе междисциплинарных исследований наиболее актуальных проблем детства, и на основе освоения лучших профессиональных практик и технологий, отобранных на основе независимых исследований их эффективности:

  • развитие профессионализации образования: введение независимого профессионального экзамена для всех выпускников Университета;
  • внедрение цифрового портфолио обучающихся (с фиксацией сформированности компетенций при решении профессиональных задач, подтвержденных супервизорами), введение системы кураторства практиков;
  • развитие исследовательских компетенций (умение провести научное исследование для решения проблем в профессиональной деятельности (action research), формирование межпрофессиональных компетенций и профессионально значимых личностных качеств у обучающихся (в том числе в волонтерской деятельности);
  • развитие индивидуализации обучения, создание гибких образовательных траекторий (в том числе 2+2+2);
  • развитие инклюзивного подхода с учетом особых образовательных потребностей студентов с инвалидностью и ОВЗ;
  • развитие современной цифровой образовательной среды для подготовки педагогов, педагогов-психологов и психологов на основе внедрения симуляторов профессиональной деятельности (в том числе на основе виртуальной реальности) и использования библиотек видеокейсов;
  • создание сетевых образовательных программ с ведущими исследовательскими центрами и университетами отрасли.

Эффекты от реализации политики:

  • модернизация содержания образования на основе лучших практик, отобранных на основе доказательного подхода;
  • подготовка специалистов, соответствующих требованиям рынка, обладающих межпрофессиональными и цифровыми компетенциями, максимально готовых к самостоятельной и продуктивной совместной профессиональной деятельности с другими специалистами для решения сложных межведомственных профессиональных задач (в том числе национальных задач Плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года, национальных целей в области качества образования).

Программа развития на 2025-2036 год:

Образовательная политика Университета неразрывно связана с укреплением единого образовательного пространства страны, модернизацией содержания образования, внедрением инновационных форм организации учебного процесса, совершенствованием системы независимой оценки качества образования, созданием условий для подготовки специалистов, соответствующих требованиям рынка, максимально готовых к самостоятельной и продуктивной совместной профессиональной деятельности с другими специалистами для решения сложных межведомственных профессиональных задач.

В настоящее время в МГППУ:

  • осуществлен переход на модульные практико-ориентированные образовательные программы по направлениям подготовки «Психолого-педагогическое образование» и «Специальное (дефектологическое) образование», приведенные в соответствии с требованиями профессиональных стандартов;
  • проведена апробация независимой оценки профессиональных компетенций у выпускников;
  • разработано и внедрено цифровое портфолио осваиваемых компетенций студентами как инструмент профессионализации подготовки и повышения эффективности трудоустройства выпускников;
  • разработано цифровое пространство МГППУ, в котором размещена электронная информационно-образовательная среда МГППУ elearning.mgppu.ru, электронная библиотека (содержит более 13000 оцифрованных текстов книг, статей, диссертаций и выпускных квалификационных работ) и иные библиотечные ресурсы, предоставляется доступ к специализированному программному обеспечению, личному кабинету студента и цифровому портфолио, отражающему образовательную траекторию и прогресс освоения компетенций, направленному на формирование рефлексивного отношения к процессу обучения;
  • успешно апробирован и внедрен в 100 % образовательных программ бакалавриата и специалитета по направлениям подготовки УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки профессиональный (демонстрационный) экзамен как форма промежуточной аттестации по модулям и практикам и государственного итогового экзамена в рамках государственной итоговой аттестации;
  • поддерживается кооперация с более, чем с 500 практическими и клиническими базами подготовки специалистов.

При определении ключевых приоритетов политики использовались положения следующих нормативных правовых актов:

  • Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. (в редакции от 15 февраля 2024 года № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (вместе с «Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года»);
  • Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»;
  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 года, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 (в редакции от 22 июня 2024 г.);
  • Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2022 г. № 1688-р.

Ключевые приоритеты и планируемые результаты политики:

Модернизация содержания программ подготовки на основе новых знаний, полученных в ходе междисциплинарных исследований наиболее актуальных проблем детства, и на основе освоения лучших профессиональных практик и технологий:

  • развитие системы независимой оценки качества образования - сформированности профессиональных компетенций студентов (в том числе на базе Центра проведения демонстрационного экзамена) с привлечением работодателей;
  • создание дистанционных площадок проведения профессиональных (демонстрационных) экзаменов в условиях реальной профессиональной деятельности - на базе профильных организаций;
  • усиление практической подготовки обучающихся, в том числе реализуемой на собственной клинической базе - в Университетском многопрофильном психологическом центре;
  • разработка и внедрение в образовательные программы практикумов с использованием оборудования Технопарка универсальных педагогических компетенций и Педагогического технопарка «Кванториум» им. Л.С. Выготского;
  • развитие библиотеки видеокейсов типовых профессиональных задач для обеспечения подготовки студентов к сдаче профессиональных (демонстрационных) экзаменов и используемых для проведения семинарских и практических занятий;
  • развитие у обучающихся гражданственности, патриотизма, лидерства, гражданской солидарности и традиционных ценностей путем привлечения к решению социально значимых задач в рамках реализации подхода «Обучение служением»;
  • использование цифрового портфолио осваиваемых компетенций (с фиксацией сформированности у студентов компетенций при решении профессиональных задач, подтверждаемых наставниками) как инструмента формирования рефлексивного отношения к процессу обучения и проектирования индивидуальной образовательной траектории обучающегося в работе куратора академической мини-группы;
  • развитие исследовательских компетенций (умение провести научное исследование для решения проблем в профессиональной деятельности);
  • формирование межпрофессиональных компетенций (в том числе в волонтерской деятельности) и реализация программы развития профессионально значимых личностных качеств у обучающихся будущих педагогов и педагогов-психологов;
  • развитие инклюзивного подхода в реализации образовательных программ с учетом особых образовательных потребностей студентов с инвалидностью и ОВЗ;
  • развитие современной цифровой образовательной среды для подготовки педагогов, педагогов-психологов и психологов на основе внедрения симуляторов профессиональной деятельности (в том числе на основе виртуальной реальности);
  • создание сетевых образовательных программ с ведущими исследовательскими центрами и университетами отрасли;
  • расширение портфеля программ профессиональной переподготовки для обеспечения возможности получения студентами дополнительной квалификации в ходе обучения и повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда по наиболее актуальным запросам работодателей в области образования и социальной сферы;
  • разработка и реализация программ повышения академической успешности для студентов с низкими образовательными результатами (тьюторская поддержка, психолого-педагогическое сопровождение, волонтерская деятельность студентов).

В целях обеспечения условий для формирования цифровых компетенций и навыков использования цифровых технологий у обучающихся, в том числе технологий искусственного интеллекта (в соответствии с Национальной стратегией развития искусственного интеллекта до 2030 года), планируется:

  • модернизация образовательных программ в части внедрения модулей по изучению искусственного интеллекта для решения профессиональных задач в области психологии, образования, психолого-педагогических исследований;
  • разработка и реализация образовательных программ высшего образования, направленных на подготовку специалистов в области разработки и использования технологий искусственного интеллекта в психологии и образовании с возможностью освоения части программы в онлайн-формате с использованием ресурсов образовательных организаций - лидеров в области
    искусственного интеллекта;
  • расширение портфеля программ профессиональной переподготовки, позволяющих на бесплатной основе в ходе обучения получить дополнительную квалификацию ИТ-профиля, в том числе в области разработки и использовании искусственного интеллекта;
  • проведение интенсивов, проектных сессий, хакатонов, соревнований для формирования цифровых компетенций у обучающихся;
  • независимая оценка цифровых компетенций обучающихся при участии представителей ИТ-компаний, работников организаций реального сектора экономики.