Молодёжная политика
Программа развития на 2021-2030 год:
Базовый принцип МГППУ «Университет для неравнодушных людей» отражает стремление вуза подготовить профессионалов, готовых менять жизнь общества к лучшему, решая социальные проблемы, помогая незащищенным группам населения.
В связи с этим особое внимание в МГППУ уделяется волонтерской деятельности. Совместно с социально ориентированными НКО развивается общеуниверситетский факультатив «PRO_Активность» (волонтерство, проектная и предпринимательская деятельность, инкубатор социальных стартапов); осуществляется поддержка студенческих объединений (самоуправление, донорское движение, добровольный спасательный отряд Всероссийского студенческого корпуса спасателей «ДСО-СПАС», «Доверенные студенты» (инклюзивное волонтерство)); осуществляется психологическая помощь и социальная поддержка обучающихся; созданы специальные условия для студентов с инвалидностью и ОВЗ (программы социализации, безбарьерная архитектурная среда); развивается внеучебная деятельность («Школа дебатов», хор «Озарение», театр «Креатив» и пр.).
МГППУ реализует программы исследовательской и проектной деятельности у старшеклассников на базе профориентационного центра «ПРО PSY», выступает соразработчиком профиля «Нейротехнологии и когнитивные науки» олимпиады Кружкового движения НТИ.
Партнерами МГППУ по реализации молодежной политики являются: Департамент образования и науки города Москвы; АСИ; Военномедицинское управление ФСБ России; ГБУ города Москвы «Моя карьера»; ГБУ города Москвы «Ресурсный центр по развитию и поддержке волонтерского движения «Мосволонтер»; общественные организации и социально ориентированные НКО и пр.
Приоритеты молодежной политики МГППУ:
- развитие метапрофессиональных и универсальных компетенций у обучающихся через поиск научно обоснованного способа решения реальных социально-психологических проблем во время специально организованной волонтерской деятельности (service-learning);
- развитие студенческих научных обществ, поддержка инновационных проектов молодых исследователей;
- создание комфортной, психологически безопасной образовательной среды и развитие системы студенческого самоуправления;
- создание полностью безбарьерной среды для обучающихся с ОВЗ;
- формирование осознанного выбора образовательной траектории при поступлении в Университет (развитие программ «Академический класс», психолого-педагогические классы);
- создание профессионального пространства работы и общения для студентов и выпускников вуза (включение членов ассоциации выпускников в наставничество, содействие трудоустройству молодых выпускников).
Планируемые результаты реализации политики:
- волонтерский корпус МГППУ, объединяющий студентов и выпускников Университета, реализующий собственные социальные проекты на принципах самоопределения его членов;
- цифровая краудфандинговая платформа выбора студентом волонтерского проекта или стажировки;
- студенческий бизнес-инкубатор ассистивных технологий, инкубатор социальных стартапов, студенческий центр социальных медиа;
- создание культурного кластера «Психология средствами искусств» («Психологический театр»; студии арт-терапии, мультимедиа режиссуры), «Точка кипения»; тренинговый центр «Компетенции будущего»);
- система постдипломного сопровождения выпускников (горячая линия помощи в решении профессиональных задач; ассоциация выпускников;
- студенческое кадровое агентство);
- кванториум для школьников, студентов и аспирантов (Технопарк вуза);
- спортивный студенческий клуб (в том числе для студентов с ОВЗ);
- тематические студенческие научные общества (аction research).
Эффекты от реализации политики:
- системное формирование метапрофессиональных компетенций и профессионально значимых личностных качеств у будущих специалистов помогающих профессий через формирование устойчивой социальной позиции обучающихся (в том числе вовлечение 100% обучающихся Университета в волонтерскую деятельность, в школы универсальных компетенций, в социальное проектирование, акселераторы, в программу «Психология средствами искусств», в спортивный студенческий клуб и др.);
- формирование у выпускников высоких морально-нравственных, духовных ценностей, патриотизма, гражданственности; развитие у студентов проектной и предпринимательской компетентности;
- привлечение высокомотивированных, талантливых молодых людей как результат создания единой системы выявления и поддержки талантов.
Программа развития на 2025-2036 год:
В целях реализации Федерального закона от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»; Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 261-ФЗ «О российском движении детей и молодежи»; Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»; Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся»; Указа Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»; Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»; Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2022 г. № 1688-р; Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р; Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 3081-р; Межведомственного комплекса мер по обеспечению повышения статуса вожатого на 2024-2026 годы, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой 23 апреля 2024 г. № ТГ-П8-12267 в МГППУ разработана и утверждена рабочая программа воспитания, в соответствии с которой проводится воспитательная работа на всех факультетах и институтах. К 2024 году количество воспитательных мероприятий гражданско-патриотической и духовно нравственной направленности увеличилось втрое.
Основной принцип МГППУ «Университет для неравнодушных людей» отражает стремление Университета подготовить патриотов, профессионалов, готовых менять жизнь общества к лучшему, решая социальные проблемы, помогая незащищенным группам населения.
В связи с этим особое внимание в МГППУ уделяется воспитательной работе, в том числе волонтерской деятельности обучающихся. В рамках образовательных программ бакалавриата и специалитета реализуется подход «Обучение служением». Совместно с социально ориентированными НКО развивается общеуниверситетский факультатив «PRO_Активность» (волонтерство, проектная и предпринимательская деятельность, инкубатор социальных стартапов); осуществляется поддержка студенческих объединений (самоуправление, педагогические отряды, донорское движение, добровольный спасательный отряд Всероссийского студенческого корпуса спасателей «ДСО-СПАС», «Доверенные студенты» (инклюзивное волонтерство), экологическое движение «Экодвиж»); осуществляется психологическая помощь и социальная поддержка обучающихся; созданы специальные условия для студентов с инвалидностью и ОВЗ (программы социализации, безбарьерная архитектурная среда); развивается внеучебная деятельность (хор «Озарение», театр «Креатив» и пр.); развивается спортивнооздоровительное направление (спортивный студенческий клуб, женская регбийная команда). В МГППУ создан тренинговый центр «Компетенции будущего», функционирует «Точка кипения». С 2022 г. в качестве единого пространства для реализации инициатив и творческого потенциала обучающихся, развития надпрофессиональных навыков и компетенций функционирует студенческий центр «Рублево».
МГППУ является пилотной площадкой для апробации модели развития сети психологических служб в системе высшего образования Российской Федерации, реализует комплексное психолого-медико-социальное сопровождение обучающихся с рисками развития социально-психологической дезадаптации.
МГППУ реализует программы исследовательской и проектной деятельности у старшеклассников на базе профориентационного центра «ПРО PSY», выступает соразработчиком профиля «Нейротехнологии и когнитивные науки» олимпиады Кружкового движения НТИ.
Партнерами МГППУ по реализации молодежной политики являются: Российское движение детей и молодежи «Движение первых», Федеральное агентство по делам молодежи, Департамент образования и науки города Москвы; Агентство стратегических инициатив; Военно-медицинское управление ФСБ России; ГБУ города Москвы «Моя карьера»; ГБУ города Москвы «Ресурсный центр по развитию и поддержке волонтерского движения «Мосволонтер»; отдел по делам молодежи Московской епархии Русской Православной Церкви, общественные организации и социально ориентированные НКО и пр.
Ключевые приоритеты и планируемые результаты политики:
- развитие в МГППУ воспитывающей среды, создающей условия для личностного и профессионального развития обучающихся, формирования у них профессионально важных и социально значимых качеств, традиционных духовно-нравственных ценностей, российской гражданской и культурной идентичности, воспитание чувства любви и уважения к традициям своего народа, чувства единства с многонациональным народом России, формирование готовности к защите Родины, развитие деятельного ценностного отношения к историческому, культурному, религиозному наследию своего и других народов России, формирование неприятия у обучающихся идеологии терроризма и экстремизма;
- развитие метапрофессиональных и универсальных компетенций у обучающихся через поиск научно обоснованного способа решения реальных социально-психологических проблем во время специально организованной волонтерской деятельности;
- развитие студенческих научных обществ, поддержка инновационных проектов молодых исследователей;
- создание комфортной, психологически безопасной образовательной среды;
- реализация комплекса мер по профилактике у обучающихся социально-психологической дезадаптации;
- развитие системы студенческого самоуправления;
- создание профессионального пространства работы и общения для студентов и выпускников университета (включение членов ассоциации выпускников в наставничество, содействие трудоустройству молодых выпускников).
- системное формирование метапрофессиональных компетенций и профессионально значимых личностных качеств у будущих специалистов помогающих профессий через формирование устойчивой социальной позиции обучающихся (в том числе вовлечение 100% обучающихся Университета в волонтерскую деятельность, в школы универсальных компетенций, в социальное проектирование, акселераторы, в программу «Психология средствами искусств», в спортивные студенческие клубы, Военнопатриотический центр);
- формирование у выпускников высоких морально-нравственных, духовных ценностей, патриотизма, гражданственности;
- участие обучающихся в вожатской и воспитательной деятельности в образовательных организациях и организациях отдыха детей и их оздоровления;
- развитие у студентов проектной и предпринимательской компетентности;
- привлечение высокомотивированных, талантливых молодых людей как результат создания единой системы выявления и поддержки талантов.