Вся психология в одном университете

Межрегиональный семинар с международным участием «Работа медиатора в программах восстановительной медиации (анализ случаев)»

Семинар

Организаторы семинара: 

  • Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ)
  • Общественный центр содействия реформе уголовного правосудия
  • Межрегиональный общественный центр «Судебно-правовая реформа»

Целью семинара являлось повышение профессионального уровня (теоретического и практического) медиаторов в программах восстановительной медиации, анализ кейсов из опыта медиаторов, обмен опытом между медиаторами, знакомство с современными вопросами европейской криминологии.

Основные задачи семинара: 

  • Выделение новых вопросов и проблемных зон в работе медиатора.
  • Анализ представленных кейсов с точки зрения Стандартов восстановительной медиации.
  • Обсуждение вопросов, связанных с организацией проектных и исследовательских работ в Ассоциациях медиаторов.

Участники: 

В работе семинара приняло участие 100 человек. 13 человек выступили с докладами или кейсами, был представлен доклад Норвежского криминолога Нильса Кристи с лекцией «Медиация вместо наказания».  

Формы работы: 

Лекция профессора криминологии, члена академии наук Норвегии и Шведской академии наук Нильса Кристи – «Медиация вместо наказания» - Вопросы и дискуссия. Видеозапись лекции будет размещена на сайте МГППУ.

Анализ программ восстановительной медиации – представление случаев и обсуждение: 

  • Работа с «трудными» классами: технологии восстановительной медиации в профилактике криминализации школьной среды. С.Л. Болковая (Урай)
  • Конфликт между приемными родителями и ребенком. К.Ш. Шарифзянова (Казань)
  • Восстановительные практики в работе с подростками и молодежью: опыт реализации. Т.А. Стукачева (Новосибирск)
  • Редуцированная программа заглаживания вреда при отказе одной из сторон от участия. Л.В. Анохина (Волгоград)
  • Применение восстановительных процедур специалистами муниципальной службы примирения в работе с несовершеннолетними в учреждениях закрытого типа. И.Н. Степанова (Пермь)
  • Программа по случаю общественно опасного деяния, приведшего к смерти жертвы. Л.М. Карнозова, А.Ю. Коновалов (Москва)
  • Правонарушитель: обидчик или жертва? А.М. Великоцкая (Москва)
  • Медиация в школе с участием детей младшего школьного возраста. Е.Д. Женодарова, Л.В. Монастырная, А.В. Балаева (Москва)
  • Программа по случаю группового избиения на почве конфликта между антифашисткой и националистической группой. С.Я. Гладких (Петрозаводск)
  • Исцеляющее начало в медиации двух девочек Прянишникова Т.В. (Самара)

Каждый кейс обсуждался участниками  с точки зрения позиции медиатора, нахождения более эффективных путей работы с данным случаем, а также выделения вопросов, требующих дальнейшей проработки.

Просмотр и обсуждение фильма «Восстановительная медиация. Работа медиатора в сложных ситуациях» (Центр «СПР», Москва).

Доклады: 

  • Постановка вопроса об исследовании эффектов и эффективности программ восстановительной медиации. А.В. Балаева (руководитель подразделения по работе с правонарушениями несовершеннолетних Центр «Перекресток», МГППУ, ст. научн. сотрудник НИЛ Ювенальных технологий МГППУ.). Обсуждался международный опыт проведения исследований в Европейских странах, а также необходимость продления исследований в России.
  • О разработке эффективных стратегий развития ассоциаций медиаторов. А.Ю. Коновалов (научн. сотрудник НИЛ Ювенальных технологий МГППУ). Ставился вопрос о проведении Форсайт-проектов в разных регионах с целью наметить предпочитаемое будущее и стратегию его достижения.

«Круглый стол» по теме «Проблемные зоны практики восстановительной медиации (по итогам анализа случаев). Направления исследований и методических разработок».     

В результате семинара были обозначены следующие вопросы, требующие дальнейшей проработки: 

  1. Развитие челночной медиации
  2. Ценностные аспекты в работе медиатора и предъявление их участникам конфликта
  3. Трансформация ситуации заявителя в ситуацию для медиации
  4. Связь нарративного подхода и медиации
  5. Понятие ответственности в социокультурном контексте
  6. Мини-медиация между родителями и детьми на предварительной встрече
  7. Развитие восстановительной культуры в школе – разработка воспитательных стандартов
  8. «Реконструкция ситуации» – как альтернатива диагностическим методам
  9. Важность проведения исследований и связанные с этим сложности
  10. Связь восстановительных и реабилитационных программ (поддерживающая фигура)
  11. Традиционные практики примирения – их поиск и изучение
  12. Необходимость издания нового пособия по восстановительному правосудию
  13. Необходимость издания нового пособия по медиации
  14. Необходимость издания нового пособия для тренеров по медиации
  15. Поиск и поддержка зон человечности в нашем обществе