Университет для неравнодушных людей

VI Всероссийская научно-практическая конференция по психологии развития, посвященная 80-летию со дня рождения профессора Л.Ф. Обуховой «Культурно-исторический подход в современной психологии развития: достижения, проблемы, перспективы»

Конференция

Людмила Филипповна Обухова

13-14 декабря 2018 года в Московском государственном психолого-педагогическом университете состоится VI Всероссийская научно-практическая конференция по психологии развития, посвященная 80-летию со дня рождения профессора Л.Ф. Обуховой «Культурно-исторический подход в современной психологии развития: достижения, проблемы, перспективы».

Людмила Филипповна Обухова (22 июля 1938 г. – 20 июля 2016 г.), доктор психологических наук, профессор МГУ и МГППУ, заведующая кафедрой возрастной психологии факультета «Психология образования» МГППУ с 1999 года до последнего дня жизни, исследователь и глубокий знаток творчества Ж. Пиаже, талантливая ученица и последователь П.Я. Гальперина, замечательный педагог, лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования, автор фундаментального учебника по возрастной психологии, издающегося в России более двух десятилетий.

Цели конференции

Обсуждение научного вклада Л.Ф. Обуховой в психологию развития и возрастную психологию в контексте актуального состояния и перспектив исследований психического развития с позиций культурно-исторического и деятельностного подхода.

Проблемное поле конференции связано с основными линиями научных интересов и исследований Л.Ф. Обуховой:

  • проблема развития в современной психологии;
  • методы исследования в психологии развития;
  • проблемы общей (генетической) психологии;
  • формирующий эксперимент на современном этапе российской психологии;
  • историческое развитие детства;
  • современное детство;
  • по следам научных исследований Ж. Пиаже: «феномены Пиаже», эгоцентризм, эгоцентрическое мышление.

Программный комитет конференции

В.В. Рубцов – д.психол.н., академик РАО, ректор МГППУ – председатель программного комитета;

А.А. Марголис – к.психол.н.., профессор, первый проректор МГППУ;

Ж.М. Глозман – д.психол.н., профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории нейропсихологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова;

А.А. Дробязько – к.пед.н., проректор по профессиональному образованию;

Н.Л. Карпова – д.психол.н., профессор, ведущий научный сотрудник ПИ РАО;

Н.Н. Нечаев – д.психол.н., действительный член Российской академии образования, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» МГППУ;

К.Н. Поливанова – д.психол.н., профессор кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой факультета «Психология образования» МГППУ;

Н.Г. Салмина – д. психол.н., профессор кафедры «Психологии образования и педагогики» факультета психологии МГУ;

Е.О. Смирнова – д.психол.н., профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования МГППУ;

Е.В. Филиппова – к.психол.н., ученый секретарь ученого совета МГППУ;

И.В. Шаповаленко – к.психол.н., доцент, заведующая кафедрой возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой факультета «Психология образования» МГППУ;

Л.И. Эльконинова – к.психол.н., доцент кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой факультета «Психология образования» МГППУ.

Организационный комитет конференции

И.В. Шаповаленко – к.психол.н., доцент, заведующая кафедрой возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой факультета «Психология образования» МГППУ – председатель оргкомитета;

Е.В. Аржаных – начальник отдела планирования и сопровождения научных проектов и мероприятий МГППУ;

Р.Н. Егоров – аспирант кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой факультета «Психология образования» МГППУ;

Е.А. Емельянова – преподаватель кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой факультета «Психология образования» МГППУ;

Ю.А. Кочетова – к.психол.н., доцент кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой факультета «Психология образования» МГППУ;

О.В. Кузнецова – к.психол.н., доцент кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой факультета «Психология образования» МГППУ;

О.В. Рубцова – к.психол.н., доцент кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой факультета «Психология образования» МГППУ;

Н.Н. Толстых – д.психол.н., профессор, заведующая кафедрой «Социальная психология развития» факультета социальной психологии МГППУ;

М.А. Сафронова – к.психол.н., доцент, декан факультета «Психология образования» МГППУ;

Е.С. Смирнова – аналитик Отдела планирования и сопровождения научных проектов и мероприятий МГППУ;

А.А. Шведовская – к.психол.н., начальник управления информационными и издательскими проектами МГППУ.

Программа конференции предусматривает пленарные заседания и работу тематических секций. По итогам конференции планируется издание электронного сборника тезисов конференции (РИНЦ).

Направления работы конференции (секции) имеют «мемориальный» характер, «историческую» отнесенность к тем пяти конференциям по психологии развития, которые были проведены под руководством Л.Ф. Обуховой в 2007-2015 г.г. (секции 1, 2, 4, 5, 6).

Тематические секции

  1. «У истоков развития».  Руководители: д.психол.н., проф. Смирнова Е.О. (МГППУ), к.психол.н., доц. Эльконинова Л.И. (МГППУ)
  2. «Ребенок в современном обществе». Руководители: д.психол.н., проф. Поливанова К.Н. (МГППУ), к.психол. н., доц. Рубцова О.В. (МГППУ)
  3. «Младший школьник в фокусе внимания».  Руководители: д. психол. н., проф. Гуружапов В.А. (МГППУ),  д.психол.н., проф. Салмина Н.Г. (МГУ имени М.В. Ломоносова)
  4. «Другое детство».  Руководители: д.психол.н., проф. Басилова Т.А. (МГГПУ), к.психол.н., доц. Ослон В.Н. (МГППУ)
  5. «На пороге взросления». Руководители: д.психол.н., проф. Толстых Н.Н. (МГППУ), к.психол.н. Кочетова Ю.А. (МГППУ)
  6. «Горизонты зрелости». Руководители: к.психол.н., доц. Шаповаленко И.В. (МГППУ), к.психол.н. Рощина И.Ф. (НЦПЗ РАМН)
  7. «Психология развития и возрастная психология как наука и учебная дисциплина». Руководители: д.психол.н., проф. Нечаев Н.Н. (МГППУ), к.психол.н., доц. Сафронова М.А. (МГППУ)

Более подробно о секциях – Приложение 1.

Место проведения конференции: ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (адрес: г. Москва, ул. Сретенка, д. 29)

Формы участия

очное: выступление с устным докладом и публикация материалов в электронном сборнике (РИНЦ);

заочное: публикация тезисов в электронном сборнике (РИНЦ).

Условия участия в конференции

Для участия в конференции необходимо зарегистрироваться в системе электронной регистрации на портале: http://conf.mgppu.ru по ссылке http://conf.mgppu.ru/event/universal/274

Тексты докладов высылаются на адрес оргкомитета kvp_po@mgppu.ru для проверки оригинальности, соответствия содержания заявленной проблематике и правильности оформления.

Заявки на участие с докладом (указать название секции) принимаются до 25 ноября 2018 года.

Требования к тезисам докладов: http://conf.mgppu.ru/event/universal/274 (Приложение 2).

Тезисы и заявки на участие в конференции (без доклада) принимаются до 10 декабря 2018 года.

Решение Программного комитета о включении докладов в программу конференции будет принято до 01 декабря 2018 года, после чего на сайте конференции будет опубликована предварительная версия программы конференции.

Организационный взнос с участников конференции не взимается.

Все участники получают сертификаты.

Контакты оргкомитета

Адрес: ул. Сретенка, д. 29, каб. 312 – кафедра возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой факультета «Психология образования» МГППУ

Телефон: +7 (495) 632-90-66

Email: kvp_po@mgppu.ru

Секретарь оргкомитета: Емельянова Елизавета Андреевна, +7 (968)765-89-92

Аккредитация СМИ

Пресс-служба МГППУ: Фатима Эркенова, erkenovafs@mgppu.ru, +7 (926) 923-02-19

Сайт

Сайт регистрации на Конференцию: http://conf.mgppu.ru/event/universal/274


Приложение 1

Тематические секции (руководители):

  1. «У истоков развития»

Руководители: д. психол. н., проф. Смирнова Е.О. (МГППУ),

к. психол.н., доц. Эльконинова Л.И. (МГППУ).

Секция посвящается анализу переходов в развитии психики и личности в условиях современного общества. Истоки и движущие силы развития. Критерии возникновения нового в развитии. Нейрокогнитивные исследования развития. Начальные этапы культурного развития и проблемы социокультурной реабилитации. Перинатальная психология: планирование, вынашивание, рождение и первый год жизни ребенка. Исследования и практика консультирования будущих и начинающих родителей. Развитие личности ребенка в раннем онтогенезе. Анализ рисков психического и личностного развития на ранних этапах онтогенеза. Материнская депривация и ее последствия для психического развития человека. Проблемы клинико-психолого-педагогического сопровождения ребенка с врожденными нарушениями развития. Ранняя помощь семьям, воспитывающих детей с нарушениями развития.

 

  1. «Ребенок в современном обществе»

Руководители: д.психол. н., проф. Поливанова К.Н. (МГППУ), к. психол н., доц. Рубцова О.В. (МГППУ).

Анализ феноменологии развития ребенка в современном обществе. Новые требования и другие возможности психического развития ребенка. Проникновение в повседневную жизнь информационных технологий. Возникновение новых социальных заказов (снижение возраста начала школьного обучения, вытеснение игры из возрастной нормы развития). Социальное сиротство. Дети-мигранты. Дети, испытавшие насилие или жестокое обращение в семье; дети, лишенные доступа к культурным ценностям из-за низкого социально-экономического статуса семьи. Нормы развития ребенка в разных возрастных периодах: Что такое норма развития ребенка с точки зрения культурно-исторической психологии в современном социокультурном контексте? Каковы классические рамки и современное наполнение категории психологического возраста? Что меняется под действием социокультурных изменений и что неизменно в норме развития? Какие изменения в возрастной норме развития произошли в последнее время? Каковы перспективы развития ребенка в современном обществе? Каковы приоритеты в целях развития ребенка для современной системы образования? Каковы последствия произошедших изменений для психологической практики, в частности, психологической диагностики проблемного развития — в образовании, в медицине и т. п.?

 

  1. «Младший школьник в фокусе внимания»

Руководители: д. психол.н., проф. Гуружапов В.А. (МГППУ), 

д. психол. н., проф. Салмина Н.Г. (МГУ имени М.В. Ломоносова).

Младший школьник в учебнике и в жизни. Репликационные исследования младших школьников. Психологическая готовность к школьному обучению. Формирование личностных новообразований в младшем школьном возрасте. Универсальные учебные действия. Личностные образовательные результаты младшего школьника. Школьное обучение или домашнее (экстернат): за и против.

  1. «Другое детство»

Руководители: д. психол.н., проф. Басилова Т.А. (МГГПУ),

к. психол.н., доц. Ослон В.Н. (МГППУ).

Секция посвящается анализу актуальных проблем современного детства (обучение, воспитание, коррекция), социально-психологических рисков в развитии детей разных психологических возрастов (от младенчества до юности), обсуждению результатов научных исследований и практических разработок в области раннего вмешательства, коррекции трудностей обучения, профилактики социального сиротства, анализу систем психолого-педагогической помощи и поддержки не только ребенку, но и его семье, привлечению внимания научного и образовательного сообщества к правам ребенка с особенностями развития в современном обществе.

Основные вопросы: отечественные и зарубежные программы помощи и поддержки проблемной семьи, профилактики социального сиротства на всех этапах развития ребенка; анализ рисков развития ребенка в современном обществе; анализ вариантов развития – от задержек к одаренности; системы психологической помощи детям и их семьям; дети-сироты и дети улицы в современном  мегаполисе; воспитание  одаренного ребенка в школе и  семье; проектирование реабилитационных сред для детей с ограниченными возможностями здоровья; сопровождение развития ребенка раннего возраста; семья ребенка с проблемами в развитии; эффективность различных форм жизнеустройства  ребенка, оставшегося без попечения  родителей; инклюзивное образование.

 

  1. «На пороге взросления»

Руководители: д.психол.н., проф. Толстых Н.Н. (МГППУ),

к. психол.н. Кочетова Ю.А. (МГППУ).

Секция посвящена анализу социально-психологического развития в подростковом возрасте, рисков  психического и личностного развития в этом возрасте. Какой он – современный подросток?

Основные вопросы: Меняющийся подросток в изменяющемся мире. Социальная ситуация развития современного подростка: проблемы и перспективы. Развитие личности в подростковом возрасте. Подросток в мегаполисе и провинции. Образ мира и собственного жизненного пути у современных подростков. Подросток в семье. Проблемы психологического консультирования подростков и родителей.  Психология профессионального самоопределения. Идентичность подростка: направления и пути развития. Жизненные трудности современных подростков: совладение и защита. Подростки о себе. Подростки в свете современной прессы. Подростки в социальных сетях.

 

  1. «Горизонты зрелости»

Руководители: к. психол. н., доц. Шаповаленко И.В. (МГППУ),

к. психол. н. Рощина И.Ф. (НЦПЗ РАМН).

Секция посвящена анализу актуальных проблем психологии зрелости: проблемы самоактуализации, жизнестойкости, психологического благополучия личности, формирования и развития зрелости личности на протяжении всей жизни. Периодизация взрослости: критерии и границы зрелости. Жизнестойкость и психологическое благополучие взрослой личности. Кризисы жизненного пути взрослой личности. Отклонения в развитии взрослой личности и их преодоление. Межпоколенные отношения в зрелом и пожилом возрасте. Поздняя взрослость как исторически новый психологический возраст. Перспективы когнитивного развития и творческие возможности на разных этапах взрослости. Самоактуализация в зрелости и поздней взрослости: карьера, профессиональная деятельность. Родительство как особая сфера самореализации взрослой личности. Практика активного долголетия: идеи, инновации, воплощение.

 

  1. «Психология развития и возрастная психология как наука и учебная дисциплина»

Руководители: д.психол.н., проф. Нечаев Н.Н.(МГППУ),

к.психол.н., доц. Сафронова М.А. (МГППУ).

Подготовка психолого-педагогических кадров в области психологии развития в системе образования: вызовы и ожидания современного общества. Современный учебник по психологии развития: каков должен быть? Нужны ли хрестоматии и какие? Учебный фильм: содержание, критерии качественного учебного фильма (видеоролика), его место в учебном курсе, в преподавании дисциплины. Текстовые и видеоматериалы интернета: как научить студентов отбирать качественную информацию? Содержательные и организационные вопросы учебной практики по психологии развития. Актуальность и содержательность бакалаврских и магистерских выпускных квалификационных работ. Особенности преподавания возрастной психологии и психологии развития в разных образовательных учреждениях (школах, колледжах, вузах).


Приложение 2

Обязательно укажите номер и название секции

Требования к оформлению тезисов:

  1. Документ должен быть выполнен в формате MS Word, сохранен под своей фамилией с инициалами, например, «ИвановСП».
  2. Шрифт Times New Roman, кегль 12 и межстрочный интервал 1,0. Поля: верхнее и нижнее – 20 мм, левое и правое – 24 мм.
  3. Рисунки и графики должны иметь четкое изображение и быть выдержаны в черно-белой гамме (возможно применение черной штриховки). Шапки таблиц – не тонировать, не печатать жирным шрифтом. Отдельные ячейки таблиц выделять серым (черным) цветом, только в том случае, если тон несет смысловую нагрузку.
  4. Формулы должны быть выполнены во встроенном редакторе MS Equation Editor. Следует избегать ручных переносов (manual hyphenation).
  5. Сноски в тексте не допускаются.
  6. Тезисы должны содержать следующую выходную информацию:
  7. название статьи (на новой строке, симметрично по центру, выделение полужирным шрифтом, не более 100 знаков);
  8. на следующей строке по правому краю, выделение курсивом – фамилии, инициалы всех авторов через запятую, выделение курсивом (для каждого автора – сначала фамилия);
  9. на следующей строке по правому краю, выделение курсивом – текущий статус (студент, аспирант или сотрудник) и полное название факультета;
  10. на следующей строке по правому краю, выделение курсивом – аббревиатура университета / института, город, страна;
  11. на следующей строке по правому краю – адрес электронной почты (при согласии автора на его опубликование);
  12. на следующей строке по правому краю, выделение курсивом – фамилия, инициалы научного руководителя (для студентов и магистрантов).
  13. Объем тезисов не более 4 страниц, включая выходную информацию и библиографию.
  14. Ссылки на литературные источники оформляются в соответствии с правилами библиографического описания и требованиями к научным публикациям, в противном случае ссылки не публикуются.
  15. В библиографии допускается использование не более трех источников с условием наличия ссылок на них в тексте тезисов.
  16. Тезисы должны быть тщательно отредактированы с учетом правил русского языка.

Источник: Факультет психологии образования