Вся психология в одном университете

Опыт мастерских по понимающей психотерапии: возможно ли обучение эмпатии?

Интервью

Возможно ли обучение эмпатии?

Мастер-класс «Возможно ли обучение эмпатии? Опыт мастерских по понимающей психотерапии Ф.Е. Василюка» представлен в конкурсе «Золотая Психея» по итогам 2021 года в номинации «Мастер-класс года для психологов».

Его провели доцент кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета "Консультативная и клиническая психология" МГППУ, кандидат психологических наук Татьяна Дмитриевна Карягина и доцент кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета "Консультативная и клиническая психология" МГППУ Елена Владимировна Шерягина.

Татьяна Дмитриевна рассказала Психологической газете, что обычно при разговоре о развитии или обучении эмпатии возникает противоречивое чувство: эмпатия зачастую воспринимается как данность — либо она у человека есть, либо нет.

Если проследить представления об эмпатии, то можно увидеть, что в первичном определении Карла Роджерса эмпатия называлась состоянием. Затем эмпатию стали определять не столько как состояние, но как процесс. Эдит Штайн, ученица Эдмунда Гуссерля, в своей диссертации писала о проблеме вчуствования, где феноменологически описала эмпатию, то, как она изнутри переживается человеком.

Как рассказала Т.Д. Карягина, в понимающей психотерапии существует четкая система категорий, одна из них, очень важная для эмпатии, — сопереживание в широком смысле этого слова. Сопереживание является принципом деятельности психотерапевта в понимающей психотерапии.

Татьяна Дмитриевна обратилась к словам Федора Ефимовича Василюка: «Собственный опыт становится органом сопереживания». Она подчеркнула, что опыт этот не должен быть непроработанным: специалисту необходима не только личная терапия и супервизия, но и психотехника обращения с собственными чувствами.

Т.Д. Карягина перечислила следующие эмпатические чувства:

  • параллельные — аналогичные испытываемым другим человеком, или «разделенные чувства»;
  • реактивные — возникающие в ответ на переживание другого: «эмпатическая забота», жалость, «эмпатический гнев» и т.п.;
  • личный дистресс (эмпатически обусловленный личный дистресс) — комплекс негативных чувств, направленных в основном на «себя»: страх, раздражение, беспокойство и т.п.

В последнем случае особенность заключается в том, что человеку от этих чувств хочется избавиться. Т.Д. Карягина подчеркнула, что психотерапевту важно уметь обращаться со своими чувствами и уметь обращать их на благо клиента, но при этом сохранять себя: «Для нашей профессии это важно, у нас, можно сказать, страдание поставлено на поток. Существует такой термин, как эмпатическая усталость».

Елена Владимировна Шерягина рассказала о том, как происходит обучение понимающей психотерапии. Работа в мастерских занимает три года и состоит из пяти ступеней. Каждая ступень завершается групповой супервизией студенческих консультаций.

На первой ступени происходит обучение основным методам понимающей психотерапии, в том числе, навыку эмпатической реплики. Студентам предлагается в качестве психотехнического инструмента определенная структура эмпатического ответа, которая выступает не только средством выражения эмпатии терапевта, но и некоторой картой для ориентации в переживании клиента.

Участники мастер-класса ознакомились с этой структурой, а также выполнили упражнение, отражающее основные принципы вживания, сопереживания, вчувствования в состояние и ситуацию клиента. Баланс сохранения живости и естественности этих процессов, с одной стороны, и освоения техники, с другой, обеспечивает успешность обучения и профессионального развития эмпатии будущих психотерапевтов.

Предлагаем читателям посмотреть видеозапись, включающую и теоретическую, и практическую часть мастер-класса «Возможно ли обучение эмпатии? Опыт мастерских по понимающей психотерапии Ф.Е. Василюка».

Источник: Факультет "Консультативная и клиническая психология"