О новом социокультурном контексте детской игры: к 75-летию со дня рождения Елены Олеговны Смирновой
Релиз
Вышел третий выпуск журнала «Культурно-историческая психология» (№3-2022), посвященный памяти доктора психологических наук, профессора Елены Олеговны Смирновой (1947–2020). В выпуске представлены четыре рубрики, две из которых – тематические: «Новый социокультурный контекст детской игры: в диалоге с Еленой Олеговной Смирновой (к 75-летию со дня рождения)» и «Памяти А.Р. Лурии (к 120-летию со дня рождения)».
Первая из тематических рубрик посвящена перспективам исследования игровой деятельности современных детей в традиции культурно-исторической научной школы. В публикуемых статьях обсуждается эволюция представлений об игре и способах ее формирования у детей дошкольного возраста, представлен краткий обзор научных подходов к исследованию детской игры, особое место среди которых занимает концепция Елены Олеговны Смирновой, изучавшей проблему развития воли и произвольности в раннем онтогенезе. Тематическим редактором рубрики выступила кандидат психологических наук Ольга Витальевна Рубцова (МГППУ, Россия).
Во второй рубрике представлена подборка статей авторов приверженцев одной парадигмы – теории системной динамической организации и локализации высших психических функций, разработанной Александром Романовичем Лурией. Тематический редактор рубрики – доктор психологических наук, профессор Татьяна Васильевна Ахутина (МГУ, Россия).
В выпуске представлены также результаты исследований динамики учебной мотивации у российских подростков и различий в этнической и глобальной идентичности у молодежи Беларуси, Казахстана и России. В методологической рубрике выпуска поднимаются вопросы смыслового строения сознания. А в разделе «Памятные даты» опубликована завершающая часть интервью с академиком, доктором психологических наук Николаем Николаевичем Нечаевым, который на примере собственной биографии излагает авторский взгляд на свой путь в психологии в рамках научно-исследовательской, педагогической, организационной и других практических сфер ее развития.
Полный выпуск журнала размещен в свободном доступе на портале психологических изданий PsyJournals.ru.