Психологию и право в современной России обсудили на «Коченовских чтениях»
СМИ о нас
9 ноября пленарной сессией началась Всероссийская конференция по юридической психологии с международным участием «Коченовские чтения 2022. Психология и право в современной России».
Конференцию, которая продлится до 11 ноября, проводит Московский государственный психолого-педагогический университет при участии Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского. Мероприятие посвящено памяти выдающегося ученого Михаила Михайловича Коченова, внесшего большой вклад в становление российской юридической психологии.
Участников конференции приветствовал декан факультета «Юридическая психология» ФГБОУ ВО МГППУ, профессор кафедры клинической и судебной психологии, кандидат психологических наук Николай Викторович Дворянчиков, выступивший также модератором встречи.
Пленарная сессия открылась докладом «Социальная напряженность и агрессивное поведение» руководителя отдела медицинской психологии ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» РАМН, ведущего научного сотрудника кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, кандидата психологических наук, профессора Сергея Николаевича Ениколопова.
«Понятие социальная напряженность близко к понятию аномии, которое рассматривается в двух аспектах: во-первых, как состояние общества, при котором наступает деградация, распад социальных норм… А во-вторых, как психологическое состояние, характеризующееся чувством потери ориентации в жизни», — отметил С.Н. Ениколопов.
«Три года можно обозначить как стрессогенные: начало пандемии… исследования показывают сильную психопатизацию населения, а также происходят изменения в конструктивном мышлении: оно резко падает в период пандемии, нарастают проявления религиозного, эзотерического, магического мышления. Главное в этом для юридической психологии — для принятия решения о криминальных деяниях модель рационального выбора, которая является традиционной и превалирует в большей части работ по криминальной психологии, перестает работать. Принятие решения о совершении преступления сильно зависит от аффективного компонента», — рассказал Сергей Николаевич.
«Для общества нарастает тенденция к разрыву социальных связей, отсутствие солидарности социальных групп, фрустрация основных потребностей. Если говорить об общих характеристиках индивидов, то это утрата социальной идентичности, фрустрированность, утрата ценностных ориентиров, повышение аномии на личностном уровне, что повышает риски суицидов», — отметил Сергей Николаевич.
Профессор кафедры Научных основ экстремальной психологии факультета «Экстремальная психология» ФГБОУ ВО МГППУ, доктор психологических наук Михаил Иванович Марьин выступил с докладом «Об укрупнённой научной специальности “Юридическая психология и психология безопасности”, ее современное состояние и перспективы развития».
М.М. Марьин прокомментировал утверждение номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени (Приказ от 24.02.2021 года), и появление укрупненной научной специальности 5.3.9. «Юридическая психология и психология безопасности». Михаил Иванович обозначил основные направления юридической психологии и психологии безопасности, новым среди которых являются исследования в области психологии безопасности поведения и деятельности субъектов образовательных отношений, направленных на изучение психологических условий обеспечения защищенности сознания и психики субъектов от рисков и угроз образовательной среды; разработку методов и технологий безопасного развития личности в образовательной среде.
Руководитель лаборатории детского и подросткового возраста ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского" Минздрава РФ, доктор психологических наук, профессор Елена Георгиевна Дозорцева выступила с докладом «Новые тенденции в комплексной профилактике общественно опасного поведения несовершеннолетних».
Е.Г. Дозорцева рассказала о развитии профилактики девиантного поведения в образовательных организациях: на первичном уровне профилактики разрабатываются и реализуются профилактические программы с доказанной эффективностью, необходимые социальные навыки формируются у детей в младших классах школы, внедряются и действуют школьные службы примирения. Вторичная профилактика ориентирована на выделение детей и подростков в группы риска и работу с ними для предупреждения аддикций, агрессивного и аутоагрессивного поведения. Елена Георгиевна рассказала о социально-психологическом тестировании и инструменте «Навигатор профилактики».
«Увеличивается роль клинического психолога, который может стать связующим звеном между педагогической и медицинской сферами и стимулировать межведомственный, мультидисциплинарный и комплексный характер профилактики. Для успешного взаимодействия в рамках комплексного подхода необходимо расширять знания педагогов и педагогов-психологов в области детской психиатрии и клинической психологии», — отметила Е.Г. Дозорцева.
Руководитель лаборатории психологии ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского" Минздрава РФ, заведующий кафедрой клинической и судебной психологии факультета «Юридическая психология» ФГБОУ ВО МГППУ, доктор психологических наук, профессор Фарит Суфиянович Сафуанов выступил с докладом «Тенденции развития судебных экспертиз с участием психолога в России».
Ф.С. Сафуанов рассказал о принципах судебно-психологической экспертологии. Принцип сравнительного экспертоведения объясняет, как базовые науки трансформируются в систему специальных знаний в предметной судебной науке. Принцип диалектического единства интеграции и дифференциации судебных экспертных наук раскрывается через совместное исследование психиатром и психологом юридических критериев и разграничение психопатологических или психологических факторов, влияющих на юридически значимые способности подэкспертных. Принцип ратифицируемости определяет практическое взаимодействие экспертов с органами, назначающими судебную экспертизу.
Ф.С. Сафуанов рассказал о распространении судебных экспертиз с участием психолога на гражданский процесс и выделил следующие виды судебно-психиатрической и комплексной психолого-психиатрической экспертизы:
- Определение способности к совершению сделки;
- Диагностика клинико-психологических аспектов морального вреда;
- Экспертиза по семейным спорам о воспитании ребенка;
- Диагностика ограничения дееспособности вследствие психического расстройства.
Руководитель 3-го отдела криминалистического сопровождения следствия технико-криминалистического управления Главного управления криминалистики Следственного комитета РФ Игорь Иванович Каменев представил доклад «Психологическое сопровождение следствия: теория и практика применения специальных психологических знаний в системе следственного комитета РФ».
И.И. Каменев рассказал об основных направлениях работы специалистов-психологов Следственного комитета: психологическом сопровождении предварительного следствия и психологическом сопровождении служебной деятельности.
Игорь Иванович отметил, что в 2015 году были внесены изменения в уголовно-процессуальный кодекс, в соответствии с которыми при проведении следственных действий с несовершеннолетними лицами, не достигшими 16 лет, обязательно должен присутствовать педагог-психолог. «Роль педагога-психолога во время этих следственных действий может быть дискуссионным вопросом, но, так как эта практика является обязательной, мы должны понимать, чем педагог-психолог может оказать помощь и содействие следствию… Основная задача психолога на следственных действиях — оказание психологической помощи и поддержки несовершеннолетнему. Но, кроме этого, следователи ставят задачу оказания помощи в получении информации от несовершеннолетнего. Не в прямом смысле — не проведение опроса или допроса… Но, например, получение консультации от специалиста-психолога об особенностях ребенка того или иного возраста», — рассказал И.И. Каменев.
Главный научный сотрудник РФЦСЭ при Минюсте России, главный эксперт ГБУ г. Москвы «МИЦ», доктор психологических наук, профессор Екатерина Викторовна Васкэ выступила с докладом «Психолог в расследовании преступлений: возможности и ограничения, иллюзии и реальность».
«Еще недавно мы сетовали, что следствие недооценивает роль психолога в расследовании преступлений, в частности не обращается за психологическим портретом неизвестного преступника, совершившего преступление в условиях неочевидности… Сейчас ситуация, на наш взгляд, резко изменилась. Происходит популяризация данного вида деятельности при всей её сложности, многогранности, неоднозначности, в том числе при участии СМИ. Создается иллюзорное впечатление, что психолог, который "находится в расследовании", несется впереди следователя, раскрывает все преступления… При этом он, конечно же, профайлер… Много курсов появляется в интернете, обучающих профайлингу… К сожалению, деятельность юридического психолога дискредитируется…» — отметила Е.В. Васкэ. В ходе доклада Екатерина Викторовна остановилась на основных направлениях деятельности психолога в уголовном процессе, среди которых — экспертная деятельность, консультативная деятельность и деятельность участника следственных действий, а также привела практические примеры из деятельности юридического психолога.
Инспектор отдела процессуального контроля за расследованием преступлений, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних, управления процессуального контроля за расследованием отдельных видов преступлений Следственного комитета РФ Анна Анатольевна Плахина представила доклад «Участие психолога в следственных действиях. Инициатива, пределы компетенции и ответственность».
А.А. Плахина откликнулась на выступление И.И. Каменева: «Игорь Иванович сказал, что без психолога никак не обходятся следственные действия… Следственные действия, может быть… Но следователь встречается с ребенком еще до возбуждения уголовного дела и налаживает с ним контакт… И именно ему приходится принимать ряд решений… Не стоит недооценивать знания и навыки следователя». Анна Анатольевна рассказала о примерах выявления некомпетентного участия экспертов в следственных действиях, которые зачастую чувствуют себя «героями детектива» и хотят ответить следователям на сложные вопросы, а молодые следователи, в свою очередь, не всегда понимают границы компетентности такого специалиста.
Читайте статью полностью в "Психологической газете"