Вся психология в одном университете

Игры со смертью. Почему детей влекут опасные развлечения и как их уберечь?

СМИ о нас

2022-11-14 Игры со смертью. Почему детей влекут опасные развлечения и как их уберечь?

ФОТО: Milan Ilic Photographer / Shutterstock.com / Aif.ru

Знания и опыт дети получают любыми способами. В том числе в экстремальной деятельности. Арсенал опасных забав школьников огромен. А взрослых то и дело предупреждают о новых смертельных играх школьников, выдуманных юным поколением или взятых у своих предшественников. Как обезопасить детей и сохранить нервы родителям? Узнали у профессора по детской психологии.

Несколько лет назад родительское сообщество потрясали «группы смерти» в соцсетях подростков, потом появились опасные игры на дорогах, когда нужно перебежать проезжую часть в минимальной близости от машины, исчезнуть из семьи на 24 часа, пока мама и папа дергаются в истерике.

Кто-то предпочитает по старинке пробраться на опасный объект, прогуляться по крыше дома, прокатиться на крыше электрички или метро и т. д. Есть даже игры, связанные с удушением и задержкой дыхания. Удушающие приемы (сначала подросток быстро дышит, потом ему придавливают сонную артерию или нажимают на солнечное сплетение) используются для получения необычных ощущений, якобы даже сравнимых с наркотиками.

Почему дети играют со смертью и как их уберечь? Об этом aif.ru спросил у профессора кафедры возрастной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета Наталии Авдеевой.

Мозг подростка требует экстрима?

Юлия Борта, aif.ru: – Наталия Николаевна, почему дети склонны к риску больше, чем взрослые?

Наталья Авдеева: – Что касается подростков, то есть интересные факты, связанные с нейропсихологическими и нейробиологическими исследованиями. Дело в том, что в подростковом возрасте происходит большой выброс как бы излишних нервных клеток. Вырабатывается такое большое количество нейронов, которое требует, скажем так, применения. И с этим связывают тягу подростков к экстремальным впечатлениям. Они в этот период очень открыты для каких-то начинаний. Это справедливо с точки зрения эволюции и биологически оправдано: дети только входят в жизнь, и могут потребоваться их силы и энергия для будущих поколений в новых сферах деятельности.

Другое дело, что если в этот период подростков не занимают чем-либо полезным и позитивным, то они ищут приключений на свою голову. Они очень склонны в это время к экстремальным переживаниям. С этим ничего не поделаешь. Это проблема возраста, а не воспитания и культуры.

Вспомните всевозможные инициации у подростков. Они были связаны с довольно сильными переживаниями, которые ребенок должен был преодолеть. И испытания были вовсе не безопасны.

Поэтому и в нашей культуре нужно представить себе какие-то позитивные формы, в которых тягу к экстриму можно локализовать. В свое время дети ходили в походы, играли в «Зарницу». Сейчас вместо этого предложили квесты. Но тут нужно быть острожными, потому что они тоже могут быть небезопасны. Есть другие варианты. Например, поисковая деятельность, экологическая, волонтерская, какие-то формы спортивных занятий, требующих преодоления, усилий, пробы себя и т. д.

Надо учесть, что сейчас развитие детей идет более быстрыми темпами, и все эти явления начинаются с более раннего возраста. То есть возраст пубертата снижается. У девочек он начинается примерно с 10 лет, у мальчиков с 11–12 лет. Поэтому надо предусмотреть какие-то формы активности, которые бы учитывали эту возрастную особенность, но в то же время направляли ее в позитивное русло. Потому что, действительно, это очень важный период, когда дети ставят цели на будущее. И от того, что они себе выберут, многое зависит. Например, раньше многие мечтали быть космонавтами. Сейчас есть аттракционы, где можно почувствовать невесомость. Вообще, общество создает какие-то контролируемые активности, в которых можно проявить мотивацию, связанную с требованием экстрима. Экспериментирование на пределе своих возможностей – что я могу. С этим связаны и ощущения, когда формируются зависимости. Это тоже выход на грани реальности, тоже проба себя, поиск экстремального.

Бояться этого родителям не надо, но нужно учитывать и подумать о том, что они могут обеспечить своему ребенку для выхода экстремальной энергии. Тот же байдарочный поход, занятия в аэроклубе и т. д. Это особенно касается мальчиков. Они к риску и экстриму больше склонны. И если детям такие занятия предложить, может быть, тогда они не будут кататься на крыше электричек, прыгать в метро и т. п.

Читайте интервью полностью на сайте AIF.RU

Источники: Отдел по информационной политике и связям с общественностью (Пресс-служба МГППУ) Факультет "Психология образования"