Ученые рассказали, как не стать зависимым от Интернета

СМИ о нас

2022-11-22 Ученые рассказали, как не стать зависимым от Интернета

ФОТО: Depositphotos.com / focuspocusltd / Ria.ru

Исследователи МГППУ показали, что активная и осознанная позиция обучающихся помогает выбирать полезный контент в Интернете и способствует развитию профессиональной самоидентичности. Результаты опубликованы в журнале Психологическая наука и образование.

В современном мире развитие молодежи немыслимо без Интернета, отмечают ученые Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ). Характер использования всемирной сети, предпочтения того или иного содержания (контента) влияют на подростков и молодежь, в том числе, на их выбор профессии.

По словам исследователей вуза, очень важно изучить факторы, которые способствуют конструктивному использованию Интернета в целях обучения и саморазвития. А также нужно понимать, что приводит к так называемому «проблемному использованию»: избеганию и откладыванию решения реальных проблем, эмоциональной зависимости от реакций в Сети.

В исследовании было показано, что активный интерес и осмысленный, осознанный подход обучающихся к учебной деятельности (субъектная позиция) – лучшая защита от проблемного использования Интернета. Такая позиция молодых людей позволяет им проводить оптимальное время в Интернете и меньше эмоционально зависеть от происходящего в Сети.

«К сожалению, часто родители и учителя поддерживают склонность учащихся соответствовать всем внешним требованиям. Это подкрепляет объектную – пассивную и подчиненную позицию, и не способствует самостоятельности учащихся и активному поиску себя в социальной жизни», – рассказала декан факультета «Консультативная и клиническая психология» МГППУ Алла Холмогорова.

Склонность учащихся к чрезмерному послушанию и их повышенная зависимость от внешних оценок увеличивают риск подверженности разного рода манипуляциям, которыми наполнено пространство Интернета, добавила Алла Холмогорова.

Субъектная позиция важна и для развития профессиональной самоидентичности, считают исследователи. Поэтому учителям и родителям важно научиться поддерживать молодых людей в самостоятельном поиске способов решения проблем и формировании своей собственной точки зрения. Сотрудниками МГППУ разрабатывается рефлексивно-деятельностный подход к трудностям в обучении, который призван помочь педагогам и родителям оказывать эффективную помощь обучающимся, способствующую укреплению их субъектной позиции.

На данном этапе перед учеными стоит задача проведения специальных исследований для разных возрастов и направлений обучения.

Читать публикацию на сайте «RIA.RU»

Источники: Журнал «Психологическая наука и образование» Отдел по информационной политике и связям с общественностью Факультет "Консультативная и клиническая психология"