«Школьная форма: за и против» – обзор Учительской газеты
СМИ о нас
ФОТО: Novyefoto.ru
Всех учеников могут обязать носить школьную форму. Вопрос был поднят в Государственной Думе в ходе правительственного часа с участием министра просвещения РФ Сергея Кравцова. Выступая перед депутатами, он предложил найти законодательное решение по введению школьной формы. «Пусть каждая школа самостоятельно определит, какой именно», – добавил министр.
Напомним, что сегодня вопрос о введении формы решают сами образовательные учреждения. А региональные власти утверждают типовые требования к одежде обучающихся.
О том, стоит ли вводить школьную форму в обязательном порядке и должна ли она быть единой по всей стране, размышляют наши эксперты и читатели.
Любовь Духанина, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, зампредседателя наблюдательного совета Российского общества «Знание», координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», доктор педагогических наук:
– Сейчас каждая школа самостоятельно принимает решение, вводить ли требования к одежде обучающихся. Образовательные организации вправе устанавливать ее общий вид, цвет, фасон, знаки отличия и правила ношения. Решение это не может приниматься администрацией единолично, оно должно учитывать мнение школьников и их родителей. Государственные и муниципальные школы при этом опираются и на типовые региональные требования. Эти положения появились в Законе «Об образовании» после того, как в марте 2013 года на конференции ОНФ «Строительство социальной справедливости» президент поддержал предложение активистов о введении дресс-кода для школьников. Закон больше года обсуждался всеми участниками образовательного процесса. Привлекались и предприятия, которые шьют форму, и дизайнеры, разрабатывающие модели одежды.
С момента утверждения федеральной нормы о школьной форме прошло восемь лет. Многие школы воспользовались своим правом и ввели ученический дресс-код. Единого подхода не было. В одних организациях рекомендовали нестрогий деловой стиль сдержанных расцветок, в других установили обязательные цвета, фасоны и знаки отличия. Не обходилось без перегибов. Иногда администрация требовала купить форму у определенного поставщика, что запрещено антимонопольным законодательством. Иногда ребенка, пришедшего в школу не в форме, отстраняли от учебы. В этом случае прокуратура напоминала, что право на образование не может нарушаться. Иногда родителей ставили перед фактом необходимости покупки новой формы прямо перед началом учебного года, когда сборы в школу уже завершены. Чтобы защитить малообеспеченные и малоимущие семьи, регионы нередко устанавливают льготы на покупку формы. Меры поддержки действуют более чем в 50 субъектах. Если существующих норм недостаточно для решения каких-либо педагогических задач, целесообразно провести новый цикл общественных обсуждений, чтобы решение учитывало интересы всех сторон и не привело к ухудшению материального положения семей с детьми.
Маргарита Расторгуева, преподаватель Московского государственного психолого-педагогического университета:
– Одним из достоинств школьной формы является безопасность, ведь определенная форма, которую носят школьники, может говорить о месте их обучения, и в таких условиях сразу легко распознать чужого человека.
Школьная форма несет в себе важную функцию организации процесса обучения, она определяет некий дресс-код, с которым ученики могут столкнуться в дальнейшем при обучении в университете и трудоустройстве.
Красивая и модная форма, разработанная в ногу с современными трендами, может быть для школьника предметом гордости.
На мой взгляд, можно ввести общие требования к цвету, допустимому формату одежды, обуви и другим компонентам, важным для конкретной школы. Можно выдвигать требования на рассмотрение самих школьников, после чего утверждать общепринятую форму школы, чтобы она была удобной и нравилась ученикам.
Каждый человек – отдельная, непохожая на остальных личность, поэтому не стоит запрещать школьникам дополнять форму различными аксессуарами, с помощью которых они могут проявить свою индивидуальность.
Можно предложить дизайнерам одежды разработать трендовую форму, которая отвечала бы современности, а также была бы рассчитана на разный школьный возраст.