Вся психология в одном университете

Знак качества. Как оценить эффективность программ для детей

СМИ о нас

Знак качества. Как оценить эффективность программ для детей

За последние годы количество программ для детей стремительно выросло. Какими методами можно оценить их качество, как это влияет на профессиональное сообщество и чем может помочь родителям, рассказала в интервью РИА новостям заведующая сектором "Центра доказательного социального проектирования" Центра прикладных психолого-педагогических исследований Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) Татьяна Подушкина.

– Какие программы для детей нуждаются в оценке и почему?

– Когда мы говорим об оценке, то, по сути, говорим об эффективности. А ведь это очень важно – понимать, достигаем ли мы поставленных целей или нет.

В России сегодня нет профессиональной культуры оценки результатов детских программ. Есть культура разработки и описания практик, составления отчетов и перечня мероприятий. Но как представить изменения, которые произошли в результате программы, специалисты часто не знают.

Поэтому мы предложили применить доказательный подход. Наш Центр разрабатывает методологию измерения результатов, предлагает универсальный алгоритм, который учитывает уникальный характер программ. Специалисты могут выбрать из предложенных инструментов те, которые помогут оценить конкретную практику.

– По каким критериям можно оценить социальные программы в сфере детства?

– Критерии не универсальны, потому что программы работают с разными проблемами и разными детьми. В рамках доказательного подхода мы оцениваем программы по четырем направлениям: описание самой практики (с матрицей результатов, которых мы хотим достичь), механизм (за счет чего достигается результат), данные о результатах, каким образом эти данные собирали (инструменты). Внутри каждого направления критерии будут разные: для инклюзивных программ – одни, для образовательных – другие, для психологических – третьи.

– Что дает эта система специалистам?

– Часто результаты программы для педагога находятся в зоне интуитивной уверенности, особенно когда речь идет не об образовательных практиках, а, например, о воспитательной работе. Как оценить эти трудно уловимые категории?

Система оценивания позволяет специалисту самому понимать, к каким изменениям приводит программа и наглядно показать, представить вовне. А это помогает находить финансирование и тиражировать программу.

Кроме того, это помогает уточнять и развивать практику, делать ее более эффективной.

– Как такая оценка может помочь родителям, ведь именно они принимают решение о выборе программ для своих детей.

– Описанная по канонам доказательного подхода практика, является максимально прозрачной, в том числе для родителя. Он сможет понять, какие цели будут достигнуты в результате участия в такой программе и какими методами, действиями они будут достигнуты. Сможет оценить, подходит ли конкретная практика для его ребенка.

Читать статью полностью на сайте РИА

Источник: Центр доказательного социального проектирования