Вся психология в одном университете

Интересные идеи: как занять ребенка в праздничные дни

СМИ о нас

Интересные идеи: как занять ребенка в праздничные дни

О том, как сделать переход из прошлого в будущее интересным, полезным и запоминающимся, рассказывает доцент кафедры теоретических основ социальной психологии факультета «Социальная психология» МГППУ Ольга Даниленко.

Сакральное значение праздника — время на рубеже прошлого и будущего. Для человека очень важно ощущать себя как единую целостную личность, развивающуюся во времени, чувствовать связанность с тем, что происходило с ним раньше, происходит сейчас, представлять, как все это превращается в будущее.

У детей такая способность чувствовать себя во времени только формируется, и празднования Нового года способствуют становлению этой здоровой основы личности. Поэтому важно уделить внимание при подготовке к Новому году «связыванию времен».

Делаем фоторепортаж

Сейчас у нас масса фотографий хранится в смартфонах и на планшетах, мы мало распечатываем снимков. Но вот перед Новым годом хорошо бы перебрать снимки, начиная с прошедшего предновогодья, выбрать несколько, связанных с нашим ребенком и семьей.

Как вы встречали прошлый Новый год, как ребенок был наряжен, какая у вас была елка, угощение, кто был рядом с вашим ребенком? Буквально 2–3 снимка помогут оживить воспоминания.

Затем пройдитесь по значимым для него и вашей семьи событиям года. Это можно сделать по сезонному принципу: как вы проводили время зимой, весной, самые интересные кадры лета, осени. Эти кадры важно распечатать, чтобы они были перед глазами. Можно свой набор из 6 снимков сделать для каждого члена семьи, распечатав то, что он выберет. Если были сложные моменты в жизни семьи и ребенка, приготовьте снимок, который поможет сфокусироваться на том, как разрешилась проблемная ситуация.

А перед самым наступлением Нового года рассмотрите эти снимки, пусть ребенок вспомнит, что было важного в этом году, покажите, как он меняется, сделайте акцент на приобретенных новых навыках, опыте, успехах. Помогите ему почувствовать и высказать, за что он благодарен уходящему году. Хорошо, если вы сами тоже с ним обсудите свой ответ на этот вопрос.

Это серьезная внутренняя работа, ребенок и даже подросток не справится сам в одиночку, поэтому и распечатываем фотографии вместе с ним, и обсуждаем, пока убираемся дома к празднику, мастерим подарки, печем печенье. Обсуждаем, что было не самое хорошее — но с акцентом на то, что помогло преодолеть трудности: например, его настойчивость, поддержка кого-то из друзей и близких и т. д., что хотим оставить в прошлом.

Обсуждаем, как преодоление трудностей, например, в учебе, спорте, повлияло на развитие силы его характера, способность понимать других людей и т. д.

Обсуждаем итоги года всей семьей

А вот варианты для обсуждения уже в кругу семьи (хорошо, если на такие вопросы ответят и взрослые члены семьи) можно использовать за праздничным столом, можно написать на карточках и по очереди передавать по кругу:

  • В этом году мне больше всего запомнилось…
  • Я научился в этом году…
  • Больше всего меня порадовало…
  • Я гордился собой, когда…
  • Этот год мне запомнится особенно, потому что…
  • Самым счастливым моментом для меня было в этом году…
  • Спасибо этому году за…

Помогите увидеть детям их достижения, как они взрослеют, в чем это проявляется, и покажите, как вы рады этому.

Читать статью полностью на портале РАСТИМДЕТЕЙ.РФ

Источник: Факультет "Социальная психология"