Вся психология в одном университете

Взаимосвязь структурных аномалий мозга и нарушений речи у детей школьного возраста c РАС: исследование ФРЦ МГППУ

Релиз

2023-01-27 Взаимосвязь структурных аномалий мозга и нарушений речи у детей школьного возраста c РАС: исследование ФРЦ МГППУ

Результаты исследования научной лаборатории ФРЦ МГППУ опубликованы в журнале Nature Scientific Reports, 20 января 2023.

Результаты совместной работы Центра языка и мозга НИУ ВШЭ и научной лаборатории ФРЦ МГППУ опубликованы в журнале Nature Scientific Reports в статье “Взаимосвязь структурных аномалий мозга и нарушений речи у детей школьного возраста c расстройствами аутистического спектра” (“Structural brain abnormalities and their association with language impairment in school-aged children with Autism Spectrum Disorder”). Исследование посвящено изучению связи между морфометрическими характеристиками головного мозга (такими как толщина и объем серого и белого вещества, индекс гирификации, глубина борозд) и особенностями речевого развития у детей с РАС.

Нарушения речи встречаются у большинства детей с РАС, однако их природа до конца не изучена. Недавние исследования выявили различные структурные изменения мозга, связанные с нарушением речи при РАС. В настоящей работе изучалась морфология зон мозга, ассоциированных с речевыми нарушениями, в височной, теменной и лобной коре головного мозга. В исследовании приняли участие 36 детей младшего школьного возраста (18 детей с РАС и 18 детей типичного развития). Данные о морфометрических особенностях мозга были получены с помощью структурной МРТ высокого разрешения.

Существует гипотеза о том, что у детей с РАС в раннем возрасте объем головного мозга увеличен, однако к школьному возрасту он нормализуется. В данном исследовании было показано, что у детей с РАС младшего школьного возраста объем и толщина слоя серого вещества коры головного мозга значимо меньше, чем у их сверстников с типичным развитием, в том числе и в зонах, связанных с развитием речи. Похожие результаты были получены и в некоторых других исследованиях, однако существуют и противоположные данные, говорящие об увеличении объема и толщины серого вещества в школьном возрасте при РАС. Возможно, противоречивые результаты связаны с большой гетерогенностью расстройств в спектре аутизма.

В настоящем исследовании была показана связь между объемом серого вещества в левой височной коре и степенью выраженности аутистических черт, при этом аномалии в других областях не были связаны с этим параметром.

Локальные индексы гирификации (то есть, “складчатости” коры головного мозга) в некоторых областях головного мозга также отличались у детей с РАС и их сверстников типичного развития, причем степень складчатости была выше именно у испытуемых с РАС.

Основным вопросом исследования было изучение связи между морфометрическими особенностями головного мозга и речевыми нарушениями при РАС. Было показано, что толщина серого вещества и индекс гирификации связаны с речевым развитием: патологическое уменьшение толщины серого вещества и увеличение индекса гирификации во всех “речевых” зонах ассоциировано с более тяжелыми нарушениями речи при РАС.

Таким образом, в ходе исследования были выявлены атипичные паттерны развития коры головного мозга у детей школьного возраста с аутизмом, а также обнаружены связи морфометрических показателей, таких как индекс гирификации и толщина серого вещества, с тяжестью нарушений речи при РАС.

Подробнее с описанием самого исследования и его результатов можно ознакомиться в статье по ссылке.


Arutiunian, V., Gomozova, M., Minnigulova, A. et al. Structural brain abnormalities and their association with language impairment in school-aged children with Autism Spectrum Disorder. Sci Rep 13, 1172 (2023)

Источник: Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра