Школьные разборки. Психолог о том, к чему ведёт некомпетентность учителя
СМИ о нас
Современные ученики ведут себя более раскованно в школе. Для них учителя уже давно перестали быть непререкаемым авторитетом. Некоторые могут оскорбить учителя и даже попытаться разрешить конфликт с помощью кулаков, что еще какое-то время назад было неслыханно.
Почему способом общения между учениками и учителями становится рукоприкладство? Своим мнением с aif.ru поделилась профессор кафедры возрастной психологии и педагогики Московского государственного психолого-педагогического университета Наталия Авдеева.
«Не во всех школах России дети становятся в непримиримую агрессивную позицию по отношению к учителю. Значит, для этого есть какие-то причины. И проблема не только в детях, но, видимо, и в учительской компетентности.
Современные дети – достаточно продвинутые, у них много источников и средств получения информации, не только школа их учит. Это и экранная культура, и соцсети. В такой ситуации учителя должны отходить от привычной авторитарной позиции. В свое время она была связана с тем, что учитель был единственным источником знаний, а ученики должны были их от педагогов получать и вести себя соответствующим образом. Это позиция как бы над учеником – вы должны, вы обязаны. И в соответствии с этим практиковались репрессивные меры, воспитывалось чувство вины, принято было стыдить нерадивых учеников перед классом.
Современные дети привыкли к личностно-ориентированному отношению. Подход из гуманистической психологии уже вошел в школьную жизнь. Он предполагает уважительное отношение к ученику, а не только к учителю. В такой ситуации учитель становится авторитетом не просто потому, что он в роли учителя (хотя это важно). А потому, что действительно заслуживает уважения учеников. Это может быть связано с тем, что педагог лучше что-то понимает, знает, может детей увлечь и рассказывает свой предмет так, что они хотят знать еще больше, он коммуникабельный, креативный профессионал.
Напротив, некомпетентный учитель теперь может вызывать у детей отторжение. Современных детей не сдерживает просто тот факт, что это учитель, а значит, роль, которая требует определенного отношения учеников. Поскольку у детей теперь есть несколько источников образования, в том числе интернет, они могут посмотреть уроки действительно выдающихся специалистов. И если сравнение не в пользу школьного учителя, то это вызывает у них чувство раздражения, когда навязывают что-то. Кроме того, такое отношение возникает, когда учитель не очень высокого класса профессионал. Или слишком много задает.
Типичный конфликт. Учитель объяснил детям урок непонятно, они начинают высказывать свои претензии, учитель встает в авторитарную позицию. И вместо того, чтобы прислушаться, объяснить еще раз и постараться сделать это на более понятном языке, использует насмешки, приклеивает ярлыки ("Ты вообще станешь дворником", "Тебе никто не сможет объяснить" и т. д.), используя даже оскорбления. А уж обесценивание используется почти всегда. И конечно, агрессия учеников – это реакция на затронутое чувство собственного достоинства, удар по самооценке, да просто человеческое унижение.
Учитель выбирает либо личностно-ориентированное общение, и тогда ребенок – это личность. Либо ученик – это винтик, который неправильно крутится и требует реакции учителя. И дети это прекрасно чувствуют.
Кроме того, агрессивному поведению детей способствует современное раскрепощение, возможно, интернет, распространенное в нем хейтерство (когда пишут злобные, оскорбительные и агрессивные комментарии в отношении кого-то или чего-то) и то, что это допустимо теперь на любом сайте по отношению к любому человеку. То есть интернет внес много негативных культурных образцов общения.
Причем, когда мы проводили исследование по общению в сетях и спрашивали детей, что им не нравится, то большинство отвечали – не нравится засилье ненависти, агрессии. Они сами к этому негативно относятся. Но, к сожалению, общество не предоставляет позитивных образцов.
Кроме того, среди родителей тоже нет единой точки зрения. Иногда они ведут себя очень авторитарно, требуя от ребенка, заставляя, наказывая. Иногда, наоборот, авторитетно прислушиваются к нему. И ребенок не имеет четких границ правильного, культурно одобренного поведения, какого-то стандарта по отношению к взрослым. Очень все размыто. То же самое в школе. На одних уроках детям предлагают выразить свое мнение, а на других затыкают рот и говорят: как я сказал, так и будет, ты молчи. Над этим всем стоит задуматься».