«Моя работа должна быть полезной для общества и приносить результат»: история выпускницы Надежды Василенко
Новость
Надежда Василенко – специалист по универсальному дизайну в РООИ «Перспектива». Каждый день она выполняет множество разных задач: от координации мероприятий до оценки доступности сайтов для людей с разными видами инвалидности. В День незрячего человека редакция сайта «Перспективы» взяла интервью у Надежды о ее профессиональном пути, о том, как работа может сама найти человека и советах для молодых специалистов с инвалидностью.
– Надежда, каким было начало профессионального пути?
– Я закончила Московский государственный психолого-педагогический университет, факультет информационных технологий. У меня по большей части техническое образование. В 2021 году, в институте Реакомп, образовательном учреждении Всероссийского общества слепых я получила повышение квалификации – как специалист по веб-доступности. Два с половиной года я проработала в ВОС как эксперт по доступной среде. Сначала я в одиночку проверяла сайты Ханты-Мансийского региона на доступность, потом у меня появилась небольшая команда. К сожалению, в этом году мне пришлось уйти, так как изменились законы по квотированию и со мной не смогли продолжить трудовые отношения, так как я из другого региона.
Как самозанятое лицо я сотрудничала и сотрудничаю с различными организациями, к примеру с АНО «Пространство равных возможностей», проводила аудит доступности торговой сети «Перекресток» в Москве, помогала в создании доступных сайтов музея современного искусства «Гараж» и Третьяковской галереи. Ну и в настоящий момент я работаю в Перспективе, в отделе универсального дизайна.
– Почему ты решила работать в «Перспективе», в направлении доступности?
– Изначально я хотела работать копирайтером, но Денис Роза, основательница организации, узнав о моих навыках, предложила мне вакансию специалиста по универсальному дизайну.
– Что ты считаешь самым сложным в работе?
– Зависит от того, о какой сфере работы мы говорим. В творческих мероприятиях самое сложное – добиться полной инклюзивности, сделать материалы и творческие практики доступными для всех.
В сфере универсального дизайна сложно ломать стереотипы. Люди задают вопросы, интересуются инклюзией, но их трудно «раскачать» до каких-то реальных изменений.
Мне больше удобна дистанционная работа, но при ней очень не хватает коллективного духа, «заряженности». Везде есть плюсы и минусы.
– А что – вдохновляющим?
– Вопрос о вдохновении – сложный. Я бы сказала, меня вдохновляют деньги. В настоящий момент мы с мужем нуждаемся в дополнительных средствах и мои работы позволяют их получить, а не жить на одну пенсию. Но я не могу любую работу делать за любые деньги, потому что ценю свое время. Также для меня важны и моральные аспекты – моя деятельность должна быть полезна для общества и иметь результат.
– Какие бы советы ты дала начинающим специалистам с инвалидностью?
– Я бы посоветовала выполнять работу качественно, развивать профессиональные навыки и не требовать жалости к себе на основании инвалидности. Мы все равны, мы такие же члены общества, как и люди без инвалидности. У нас разный жизненный опыт, но мы можем одинаково эффективно реализовывать свои профессиональные задачи.