Исследователи МГППУ выявили особенности развития образно-пластического творчества дошкольников
Новость
Результаты исследования образно-пластического творчества и воображения дошкольников, выполненного Еленой Викторовной Горшковой, кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования МГППУ, опубликованы в новом выпуске журнала «Психологическая наука и образование» (№1-2024). На протяжении семи лет автор изучала двигательно-пластические образы у детей в возрасте 3–7 лет. В целях проведения исследования была специально разработана методика «Заяц и волк», в которой детям предлагалось воплотить сюжет сказки средствами языка движений. В исследовании приняло участие 192 ребенка.
Результаты исследования показали, что с возрастом у детей изменяется характер движений, обозначающих образ, – от преобладания схематичных движений к росту доли комплексных образных движений и преобладанию последовательностей образных движений, передающих фазы действий персонажа. У детей дошкольного возраста развивается детализация образа персонажа. А чем сложнее детализация образа, тем богаче его содержание, тем больше ребенок осмысливает образ, больше вовлечен в процесс творчества. Способность к детализации образа в ходе его творческого воплощения посредством выразительных движений, как правило, не зависит от пола ребенка. При этом различий между мальчиками и девочками в исследовании выявлено не было.
Послушать рассказ автора об исследовании в эпизоде подкаста PsyJournals Live: YouTube / Podster.
Прочесть статью на портале PsyJournals.ru:
Горшкова Е.В. Детализация образа как показатель образно-пластического творчества дошкольников // Психологическая наука и образование. 2024. Том 29. № 1. С. 5–15. DOI: 10.17759/pse.2024290101.