Вся психология в одном университете

Исследование субъективного благополучия детей в России обсудили на дискуссионной площадке «Наука в публикациях»

Релиз

2024-05-17 Исследование субъективного благополучия детей в России обсудили на дискуссионной площадке «Наука в публикациях»

26 апреля на дискуссионной площадке «Наука в публикациях: От идеи до практики» состоялся вебинар «Субъективное благополучие детей в Российской Федерации». Обсуждали вопросы интегральной оценки субъективного детского благополучия, улучшения условий жизни детей и обеспечения им наилучших возможностей для развития.

Семья Галина Владимировна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования», МГППУ, рассказала про исследование субъективного благополучия детей в рамках государственной программы «Десятилетие детства». В плане программы – проведение исследований оценки качества жизни детей и подростков через оценку благополучия. А также оценка самими подростками своего благополучия (субъективное благополучие) как механизм участия детей и подростков в принятии решений, затрагивающих их интересы. Разработан Индекс детского благополучия, включающий субъективный индекс. В 2023 году проведена экспертиза данного инструментария федеральными органами исполнительной власти. В докладе Галина Владимировна дала определение детского благополучия и подробно рассказала про индекс детского благополучия: какие параметры оценивались. По результатам исследования составлен рейтинг по регионам Российской Федерации за 2021–2023 годы. Первое место по уровню удовлетворенности жизнью детей и подростков занял Ямало-Ненецкий автономный округ. Были опрошены дети разных учебных учреждений и категорий (нормотипичные, ОВЗ, мигранты, сироты и т.д.). Галина Владимировна отметила, что если смотреть на динамику за представленные годы, то будет заметно как повысился уровень удовлетворенности жизнью. Интересно также, что уровень удовлетворенности растет вместе с возрастом.


Вопросами благополучия психологи занялись не так давно. Вплоть до второй мировой войны в центре внимания были патологии, травмы. О психологии счастья заговорили в конце XX века. Появляется новое понятие «субъективное благополучие». О том, как и для чего измерять уровень субъективного благополучия, рассказала Ослон Вероника Нисоновна, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой», МГППУ. Субъективное благополучие у детей – это их понимание своих потребностей и представление, каким образом взрослые могут помочь им быть счастливее, а также понимание роли сверстников и окружения. В докладе был представлен конструкт субъективного благополучия и опросник субъективного благополучия для детей и подростков, разработанный спикерами вебинара. Вероника Нисоновна подробнее рассказала о результатах опроса детей-сирот. В выступлении спикера также содержалось сообщение об исследовании различных групп детей из различных общеобразовательных организаций.


Как понять, достаточно ли развита инфраструктура в регионах Российской Федерации для того, чтобы обеспечить благополучие современных детей и подростков? Статистические данные исследования субъективного благополучия могут показать проблемные места. Меркуль Ирина Анатольевна, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой», МГППУ, рассказала про многолетнюю научно-исследовательскую работу по изучению благополучия детей, проживающих в различных областях России. И привела подробную статистику индекса детского благополучия за 2022 год, который состоит из четырех объективных доменов (на основе статистических данных по развитию региона) и домена субъективного благополучия (на основе опроса детей и подростков).


Ваврик Светлана Владимировна, начальник управления опеки и попечительства г. Артем, Приморский край, рассказала о возможностях практического применения результатов исследования детского субъективного благополучия на уровне региона, муниципалитета, образовательного учреждения, родительского и детского сообщества.


Видеозапись вебинара


Публикации спикеров по теме мероприятия:

  1. Визуализация оценки субъективного благополучия подростков [Электронный ресурс] / Н.Г. Зайцева, Г.О. Зайцев, В.Н. Ослон, Г.В. Семья // Социальные науки и детство. 2023. Том 4. № 3. С. 7–31. DOI:10.17759/ssc.2023040301
  2. Субъективное благополучие молодых людей из числа детей-сирот в условиях перехода в самостоятельную жизнь [Электронный ресурс] / В.Н. Ослон, М.А. Одинцова, Г.В. Семья, Г.О. Зайцев, У.В. Колесникова // Психология и право. 2023. Том 13. № 4. С. 272–293. DOI:10.17759/psylaw.2023130419
  3. Психологические ресурсы и личностные дефициты у выпускников организаций для детей-сирот [Электронный ресурс] / В.Н. Ослон, М.А. Одинцова, Г.В. Семья, У.В. Колесникова // Социальные науки и детство. 2022. Том 3. № 2. С. 69–89. DOI:10.17759/ssc.2022030205
  4. Ресурсы устойчивости у выпускников организаций для детей-сирот и замещающих семей с разными профилями эмоционального интеллекта [Электронный ресурс] / В.Н. Ослон, М.А. Одинцова, Г.В. Семья, У.В. Колесникова // Психология и право. 2023. Том 13. № 4. С. 252–271. DOI:10.17759/psylaw.2023130418
  5. Активность образа жизни, субъективное здоровье и субъективное благополучие детей старшего подросткового и юношеского возраста в Российской Федерации / В.Н. Ослон, Л.М. Прокопьева, У.В. Колесникова // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 6. С. 116–129. DOI:10.17759/pse.2022270609
  6. Субъективное благополучие выпускников организаций для детей-сирот в различных условиях проживания / В.Н. Ослон, Г.В. Семья, У.В. Колесникова, О.А. Яровикова // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 6. С. 211–224. DOI:10.17759/pse.2021260617
  7. Структура субъективного благополучия детей-сирот с ОВЗ младшего школьного возраста, воспитывающихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] / В.Н. Ослон, Г.В. Семья, Л.М. Прокопьева, У.В. Колесникова // Психология и право. 2021. Том 11. № 3. С. 205–221. DOI:10.17759/psylaw.2021110315
  8. Операциональная модель и инструментарий для изучения субъективного благополучия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / В.Н. Ослон, Г.В. Семья, Л.М. Прокопьева, У.В. Колесникова // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 6. С. 41–50. DOI:10.17759/pse.2020250604
  9. Семья Г.В. Безопасность и благополучие детей социально уязвимых категорий [Электронный ресурс] // Психология и право. 2023. Том 13. № 4. С. 237–238. DOI:10.17759/psylaw.2023130400
  10. Влияние насилия в киберпространстве на субъективное благополучие подростков [Электронный ресурс] / Г.В. Семья, Г.О. Зайцев, Н.Г. Зайцева, А.Ю. Телицына // Социальные науки и детство. 2023. Том 4. № 3. С. 32–46. DOI:10.17759/ssc.2023040302
  11. Особенности оценки собственной безопасности и благополучия подростками на территориях военных конфликтов [Электронный ресурс] / Г.В. Семья, Г.О. Зайцев, Н.Г. Зайцева, А.Ю. Телицына // Психология и право. 2023. Том 13. № 4. С. 308–328. DOI:10.17759/psylaw.2023130421

Источники: Управление информационными и издательскими проектами Фундаментальная библиотека МГППУ Факультет "Психология образования" Сектор «Точка кипения МГППУ» Знакомимся с научными публикациями