Развлечь, увлечь и научить: 30 лет уникальному проекту преподавателя МГППУ
Новость

Фото: «Отдых и учеба с радостью»
Летние каникулы не за горами и вновь перед родителями школьников и студентами встает вопрос – как лучше их провести? Рассказываем о прекрасной возможности отдохнуть и набраться сил, выработать здоровый адреналин, поучиться у профессионалов и провести незабываемые моменты в общении со сверстниками.
Александр Николаевич Камнев – доктор биологических наук, кандидат педагогических наук, профессор факультета «Социальная коммуникация» МГППУ, действительный член Московского общества испытателей природы, член Союза писателей России, автор и научный руководитель экологического проекта «Отдых и учеба с радостью».
Вот уже 30 лет Александр Николаевич ведет работу над реализацией и усовершенствованием образовательного экологического проекта «Отдых и учёба с радостью». Этот проект последовательно и постепенно включил в себя несколько научно-приключенческих экологических программ, например, «Всему учит море», «Лес полон знаний – сделай их своими», «ОкеаниЯ»; экологическую этнокультурную программу «Вождь краснокожих»; экологическую программу психологической поддержки «Храброе сердце»; экологические программы профессиональной подготовки «Самоделкино», «Ямайка», «Lingvocamp», а также экологическую программу профессиональной подготовки молодёжи «Новый опыт».
В рамках проекта подготовлены и реализованы молодёжные научно-исследовательские и познавательные экспедиции на Чёрное, Белое, Японское, Охотское, Адриатическое, Эгейское, Красное, Средиземное и другие моря, а также в Мексиканский залив.
Более того, ряд программ данного проекта совмещены со студенческими практиками, в которых студенты не только совершенствуют свои профессиональные навыки, но и приобретают педагогический опыт.
Особенность экологического проекта «Отдых и учёба с радостью» заключается в том, что он рассчитан не только на оздоровление и «умный» деятельный отдых детей, но и взрослых, т.е. педагогов, основную массу которых составляют студенты.
Вторым, не менее важным, аспектом проекта является возможность попробовать практически любой вид деятельности, который в школьной и городской среде малодоступны как для школьников, так и для студентов. Например, прогулка под парусами, работа с аквалангом под водой, стрельба из лука, работа на мельнице, в гончарной мастерской или на кузнице, а также многое другое.
В проекте задействовано более 30–40 дисциплин (в зависимости от программы), не считая походов, экскурсий и удивительных вечерних мероприятий-событий.
В-третьих, в программе, которая включает свою деятельность, как правило, не более 300 детей, задействовано не менее 100 педагогов. «В отличие от других лагерей, мы считаем, что студент должен работать в детском оздоровительном лагере не более одной смены. С одной стороны, это препятствует эмоциональному выгоранию, а с другой – этого периода вполне достаточно, чтобы студент-педагог мог многое узнать о себе и понять, подходит ли ему эта работа. В педагогике должны работать только те, кто для этого создан», – подчеркивает Александр Николаевич.
В-четвёртых, так как в проекте работают не только профессиональные педагоги или студенты-педагоги, но и специалисты самых разных профессий, то у детей есть возможность не только пообщаться и поработать с капитанами дальнего плавания, командирами подводных лодок, космонавтами, геологами, морскими биологами и многими другими интереснейшими, достойными примера людьми, но и сделать с ними свои первые научные проекты.
По сути, уже в лагере ребёнок может сделать выбор своей будущей профессии. Происходит подготовка кадров для целого ряда вузов. А студенты имеют возможность набрать материал для своих курсовых или дипломных работ.
В-пятых, с одной стороны, основные цели программ экологического проекта «Отдых и учёба с радостью» соответствуют целям любого детского лагеря: развлечь и увлечь детей, укрепить их здоровье, дать новые ориентиры в жизни. С другой стороны, особенностью цели проекта является воспитание у подрастающего поколения ответственности за свои поступки перед обществом и природой.
С помощью программ, реализуемых в лагере, авторы старались и стараются предоставить нашим детям и молодёжи участие в реальном и ответственном деле, то есть именно в том, чего им не хватает.
По мнению Александра Николаевича, главные ценности детского оздоровительного отдыха – это режим и возможность несколько недель побыть в относительно чистых экологических условиях и, наконец, отсутствие пустого времяпровождения.
Рекомендация молодому поколению по проведению летнего отдыха от Александра Николаевича:
Побольше путешествовать. Знакомиться с богатейшей историей и культурой нашей Родины. Посещать театры, музеи, концертные площадки. Отдых должен быть умным и обязательно деятельным.
«Умный» деятельный отдых приносит не только радость, но ещё дарит любовь к свое земле, её природе и людям, которые на ней живут.