Министерство просвещения

Вся психология в одном университете

20 июня в 1880 году перед Обществом любителей российской словесности прозвучала «Пушкинская речь» Ф.М. Достоевского

Важно

_100дат_8 КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО


20 июня 1880 года Фёдор Михайлович Достоевский по случаю торжеств, связанных с открытием памятника А.С. Пушкину, выступил с речью на заседании Общества любителей российской словесности. «Пушкинская речь» стала ярчайшим общественно-культурным событием, а обсуждение текста продолжается и в наше время.

Общественная ситуация в этот период в России была сложной – противостояние западного и славянофильского лагерей, раскол общества, социальная напряженность, террористическая активность против государственных деятелей – общество ставило вопросы, искало ответы, находилось в ожидании решений для развития страны. Осмысление пути развития предложил Ф.М. Достоевский в докладе, огласив свое представление «прекраснейшей цели» и разрешение общественного запроса.

Композиционно речь выстроена вокруг трех периодов, которые выделяет Ф.М. Достоевский в «деятельности» А.С. Пушкина. Центром первого периода выступает Алеко – герой поэмы «Цыганы»: Пушкин «отыскал и гениально отметил того несчастного скитальца в русской земле… столь исторически необходимо явившегося в оторванном от народа обществе нашем», это «отвлеченный человек», «скиталец до наших дней и в наши дни».

Героиня романа «Евгений Онегин» Татьяна является выражением второго периода – это тип, «стоящий твердо на своей почве», что служит «свидетельством мощного духа народной жизни».

К третьему периоду относятся произведения, «в которых преимущественно засияли идеи всемирные, отразились поэтические образы других народов и воплотились их гении». Ключевое понятие – «всемирная отзывчивость», в которой выражена «народность в дальнейшем своем развитии, народность нашего будущего, таящегося уже в настоящем».

Ключевая мысль Ф.М. Достоевского заключена в кавычки, что отражает неличностный, а общественный характер озвученного наставления «по народной вере и правде»:

«"Смирись, гордый человек, и прежде всего сломи свою гордость. Смирись, праздный человек, и прежде всего потрудись на родной ниве", вот это решение по народной правде и народному разуму. "Не вне тебя правда, а в тебе самом; найди себя и себе, подчини себя себе, овладей собой – и узришь правду. Не в вещах эта правда, не вне тебя и не за морем где-нибудь, а прежде всего в твоем собственном труде над собою. Победишь себя, усмиришь себя – и станешь свободен как никогда и не воображал себе, и начнешь великое дело, и других свободными сделаешь, и узришь счастье, ибо наполнится жизнь твоя, и поймешь наконец народ свой и святую правду его…"».


Публикация новости на сайте IDENTITAS.RU

Источник: Отдел по информационной политике и связям с общественностью (Пресс-служба МГППУ)