Вся психология в одном университете

Фарит Сафуанов, "Дело Дмитрия Виноградова. Комментарий эксперта", журнал "Psychologies"

СМИ о нас

7 ноября Дмитрий Виноградов, юрист одной из московских фармацевтических компаний, расстрелял своих коллег. Погибли 6 человек. Бабушкинский суд Москвы санкционировал арест Дмитрия. Следствие назначило психиатрическую экспертизу, которая должна прояснить, был ли он вменяем в момент совершения преступления.

Мы попросили Фарита Сафуанова, доктора психологических наук, заведующего кафедрой клинической и судебной психологии факультета юридической психологии МГППУ, прокомментировать случившееся.

Psychologies: Можно ли уже сейчас, до экспертизы, по каким-то косвенным признакам сказать, что произошло с Дмитрием Виноградовым?

Фарит Сафуанов: Я не знаком непосредственно с материалами дела, поэтому не берусь делать выводы, что именно толкнуло его на убийство. По внешней канве – массовое убийство, заблаговременное планирование преступления и т.д. – действительно есть сходства с делом Брейвика. Но в том-то и сложность, что какие-то детали могут совпадать, но внутренняя мотивация может быть совершенно иной. Любые обобщения здесь могут быть только гипотетическими. Чтобы понять, что произошло в действительности, нужно подождать результатов психиатрической экспертизы.

Можно ли по поведению человека понять, что ему необходима срочная психологическая или психиатрическая помощь? И если да, то куда могут обратиться близкие в этом случае? Звонить в скорую? Вызывать на дом частного психиатра?

Таким критерием может быть резкое изменение поведения – неожиданная и продолжительная замкнутость или напротив чрезмерное возбуждение, странные идеи, некритичное отношение к своему поведению. На самом деле, вызвать скорую человеку, который, как вам кажется, странно или даже опасно себя ведет, не так-то просто. Оказание психиатрической помощи возможно только с согласия пациента, т.е. добровольно. Недобровольное освидетельствование или госпитализация допустимы только при наличии непосредственной опасности для жизни самого человека или окружающих. А здесь уже, как вы понимаете, возможны толкования. Я могу порекомендовать следующее: в случае, если поведение близкого человека кажется вам странным, нужно попытаться уговорить его обратиться за помощью. Если он боится встретиться с психиатром, то хотя бы к неврологу, психологу. Если же речь идет уже о непосредственной угрозе жизни, без промедления обращайтесь в правоохранительные органы.

09 ноября 2012 года

Ссылка на материал