Вся психология в одном университете

Сергей ЕНИКОЛОПОВ, Андерс Брейвик приговорен к клинике. Газета «Коммерсантъ».

СМИ о нас

Норвежский террорист признан параноиком и шизофреником

Норвежский террорист Андерс Брейвик невменяем и страдает от параноидальной шизофрении. Таковы результаты проведенной психиатрической экспертизы, которые были обнародованы вчера в Осло. Поставленный диагноз позволит террористу избежать 21 года тюрьмы — вместо этого его отправят на бессрочное лечение в закрытую психиатрическую клинику.

Обычно результаты психиатрической экспертизы обвиняемых в тяжких преступлениях умещаются на 50-70 страницах текста. Анализ же личности террориста Андерса Брейвика занял 243 страницы — рекорд для правовой системы Норвегии. С августа психиатры Тургейр Хусбю и Сюнне Серхейм провели 13 длительных бесед с 32-летним норвежцем и в итоге пришли к выводу, что он страдает серьезным заболеванием параноидально-шизофренического характера. В их отчете говорится, что Брейвик невменяем, "живет в своем странном мире" и считает себя "рыцарем-тамплиером, совершающим убийства из любви к людям". 

Имя Андерса Брейвика прогремело на весь мир 22 июля, когда он привел в действие взрывное устройство в правительственном квартале Осло, после чего расстрелял участников молодежного лагеря на острове Утойя. В результате двойного теракта погибли 77 человек. Своими действиями террорист, по его словам, попытался "пробудить ото сна" Европу, "медленно умирающую под натиском мусульман и потакающих им левых и либералов". 

В ходе следствия выяснилось, что террорист не реализовал все свои планы. Взрыв в правительственном квартале должен был закончиться полным разрушением нескольких зданий. Целью же нападения на остров Утойя было убийство видных норвежских политиков — экс-премьера Гру Харлем Брундтланд, главы МИДа Юнаса Гара Стере и лидера молодежного крыла Рабочей партии Эшиля Педерсена. Вместе с тем первые двое покинули остров незадолго до начала нападения, а господину Педерсену удалось не попасться Андерсу Брейвику на глаза. Не обнаружив на Утойе своих главных врагов, террорист переключился на ликвидацию, по его словам, "второстепенных целей" — участников лагеря. 

Двумя терактами планы Брейвика не ограничивались. Как выяснило следствие, он намеревался атаковать около 30 объектов, в том числе АЭС, нефтяную платформу в Северном море, королевский дворец и редакции ряда либеральных газет. Впрочем, некоторые эксперты считают, что, раскрывая на допросах свои планы, террорист блефовал. Ведь Андерс Брейвик несколько раз звонил в полицию с острова Утойя, заявляя, что уже сделал все намеченное и готов сдаться. 

Как рассказал "Ъ" заведующий кафедрой криминальной психологии МГППУ Сергей Ениколопов, первопричины болезни Андерса Брейвика стоит искать в его детстве. "Холодные отношения с отцом, развод родителей как мощная детская травма, окружение из людей крайне правых взглядов — все это наложило на него неизгладимый отпечаток",— пояснил эксперт. Норвежские СМИ также выяснили, что в возрасте трех-четырех лет Андерс Брейвик неоднократно подвергался насилию, в том числе и сексуальному, со стороны домочадцев. Об этом, в частности, было известно обследовавшему мальчика психологу, который советовал как можно быстрее отдать его в приемную семью.

Теперь террористу, убившему 77 человек, предстоит пройти принудительное лечение в закрытой психиатрической клинике. По словам господина Ениколопова, Андерса Брейвика будут "лечить как обычного шизофреника — долго и с использованием медикаментов". Отличие будет состоять лишь в том, что он не сможет отказаться от прохождения курса лечения. 

Из заключения психиатров о невменяемости Андерса Брейвика следует, что террорист вряд ли предстанет перед судом, начало которого было намечено на 16 апреля 2012 года. Впрочем, с этим не согласен Сергей Ениколопов, указывающий на то, что Андерс Брейвик заранее планировал теракты и составил четкий список своих целей. 

С этой позицией может согласиться и норвежская прокуратура, которая по законам страны может проигнорировать заключение психиатров. На практике это происходит крайне редко, но и случаев, подобных трагедии 22 июля, Норвегия раньше тоже не знала. 

Павел Тарасенко

Ссылка на материал