Вся психология в одном университете

Нина ВЫСКОЧИЛ, научный сотрудник Центра экспериментальной психологии МГППУ. «Спокойные компьютерные игры делают человека куда счастливее, чем крутые хиты типа Resident Evil 4». Газета «РБК daily».

СМИ о нас

Американские ученые готовы поставить геймеров в тупик. Известно, что поклонники компьютерных игр всех возрастов сгорают от нетерпения в ожидании выхода высокобюджетных шутеров или хоррор-игр, где можно расстреливать и резать на куски противников. Однако исследование, проведенное Университетом штата Огайо, показало: человек будет счастливым, увлекаясь совершенно другими играми.

Удивительно, но ученые подразумевали игровой софт, который наводит глубочайшую скуку на большинство геймеров. Речь идет о спокойных играх, где нет насилия. В них, например, можно заботиться о животных, путешествовать по разным локациям и что-то коллекционировать. Такого рода игры, а отнюдь не популярные «стрелялки», по мнению исследователей, и повышают уровень счастья у человека и делают геймера более общительным и заботливым.

Ученые опирались на мысль, что жестокие видеоигры вызывают агрессивное и антиобщественное поведение у игроков. Однако им нужно было доказать, что расслабляющий игровой софт в состоянии привести к обратному, положительному эффекту. Для этого потребовалось провести эксперимент, в котором приняли участие 150 добровольцев из числа студентов.

Участников разделили на три группы, предложив им сыграть в разные игры. Первая предлагала максимально расслабляющую атмосферу и называлась Endless Ocean. В ней надо было в роли аквалангиста плавать с рыбками и прочими морскими обитателями. Вторая игра, Super Mario Galaxy, считалась нейтральной. Она посвящена приключениям водопроводчика Марио. Третья — жестокая Resident Evil 4 — адвенчура с уклоном в шутер, где требуется уничтожать монстров-зомби.

Игрокам объяснили, что в играх они будут конкурировать с другими участниками, и огласили призы. При каждом успешном игровом действии игрок мог заработать немного денег либо сделать так, чтобы у конкурента в наушниках раздался оглушительный взрыв (в реальности взрыва, конечно, не происходило, но участники эксперимента об этом не подозревали).

Самое интересное, что игроки, набирающие очки в расслабляющей Endless Ocean, выбирали деньги, а сражающиеся в Resident Evil 4 поступили жестоко — предпочли доставить своим соперникам физические неприятности в виде взрывов в наушниках. Те, кто играл в нейтральную Super Mario Galaxy, не выразили категоричных предпочтений.

Затем путем анкетирования был установлен уровень положительных эмоций игроков. Опять же, игравшие в расслабляющую игру оценили себя более счастливыми, полными любви и радости. Затем студентов попросили заточить карандаши будто бы для следующих участников опроса, и «спокойные» геймеры продемонстрировали больше заботы о своих товарищах, чем все остальные.

Впрочем, как рассказала РБК daily научный сотрудник Центра экспериментальной психологии МГППУ Нина Выскочил, однозначного вывода о пользе или вреде спокойных игр или игр с элементами насилия делать нельзя, поскольку на то есть весомые причины.

«Если человек переживает стресс, то агрессивная компьютерная игра поможет ему снизить стрессовый уровень, — отмечает психолог. — У человека повышен адреналин, действующий на внутренние органы. Это вопрос физиологии — адреналину нужен выход, но расслабляющая игра в этом не поможет. Конечно, самый эффективный способ разрядки — физическая активность, но в некоторых ситуациях и компьютерные игры принесут пользу».

По мнению г-жи Выскочил, игра с насилием дает определенную установку, но для негативных последствий должно совпасть несколько факторов. Помимо установки это обстоятельства, воздействующие на человека в реальности, а также его внутренние субъективные ощущения. Если все вместе сложится неблагоприятно, то жестокая игра действительно способна спровоцировать агрессию.

Ссылка на материал