Вся психология в одном университете

Мария САФРОНОВА, «Молодо-учено». «Учительская газета»

СМИ о нас

Мария Сафронова, кандидат психологических наук, и. о. председателя совета молодых ученых Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ):

При МГППУ с 2004 года работает Центр учебно-методического сопровождения молодых специалистов - педагогов-психологов. В целом в течение первых трех лет до 60% молодых специалистов уходят работать в другие сферы, в то время как слушатели программы постдипломного сопровождения, включенные в совместную работу с наставниками, остаются работать в системе образования.

Существует распространенное мнение, что уход молодых специалистов связан с низкой заработной платой. Безусловно, важно иметь достойную заработную плату, но материальный стимул недостаточное условие для осуществления профессиональной деятельности. Я считаю, что важно создавать условия (профессиональную среду) и инфраструктуру, которые позволят достигнуть высокого уровня практической подготовки молодых специалистов и получить высокие научные результаты.

МГППУ реализовал инновационную образовательную программу «Формирование системы психологического образования в университете как базовом ресурсном центре практической психологии» в 2007-2008 годах, в 2011 году получил сертификат соответствия системы менеджмента качества МГППУ международному стандарту ISO 9001:2008. Все это позволило университету создать условия и инфраструктуру для подготовки и развития молодого специалиста как в области практической деятельности, так и для дальнейшей научной карьеры.

Система постдипломного образования и адаптации молодого специалиста в практической психологии включает интернатуру, квалификационное испытание на соответствие занимаемой должности, (педагог-психолог) и процесс постоянного повышения квалификации. На базе Центра учебно-методического сопровождения молодых специалистов (педагогов-психологов) разрабатывается программа интернатуры для бакалавров (педагогов-психологов) продолжительностью один-два года.

В настоящее время разработано квалификационное испытание на соответствие занимаемой должности (педагог-психолог), которое необходимо пройти молодому специалисту в течение первых трех лет после завершения обучения. Этот «экзамен» разработан в соответствии с международными стандартами лицензирования на правоведения самостоятельной профессиональной деятельности на основе опыта США и других европейских стран. По выявленным у молодого специалиста в ходе квалификационного испытания профессиональным проблемам возможно повышение квалификации на базе центра и университета.

В МГППУ созданы два института: Институт проблем интегративного (инклюзивного) образования и Институт экстремальной психологии. В университете работают 20 научно-исследовательских лабораторий по проблемам профилактики безнадзорности и сиротства, девиантного поведения, профессионального консультирования, готовности к школе, ювенальных технологий, психологии здоровья и другим. Городской ресурсный центр одаренности Московский городской центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, три научно-образовательных центра проводят фундаментальные исследования в области нейрокогнитивных исследований (МЭГ-Центр), нейробиологической диагностики наследственных психических заболеваний детей и подростков и экспериментальной психологии. Студенты и аспиранты работают в исследовательских коллективах и пишут квалификационные работы под руководством ведущих ученых.

В центрах разработаны практикумы для студентов, аспирантов и специалистов. Например, в центре экспериментальной психологии можно овладеть инструментальными методами современной психологии, в частности узнать о работе системы видеорегистрации и анализа поведения людей в реальных ситуациях общения и деятельности. В центре когнитивных исследований - ознакомиться с работой уникальной магнитоэнцефалографической системы. 

Стажировки проводятся в рамках четырех международных магистерских программ на факультете психологии образования:

  • Психология развития (руководители Л.Обухова, А.Н.Перре-Клермон (Швейцария);
  • Психология и педагогика развития дошкольников (руководители И.Бурлакова, П.Хаккарайнен (Финляндия);
  • Педагогика и психология воспитания учащихся (руководители В.Гуружапов, П.Лучисано (Италия);
  • Школьная психология (руководители И.Дубровина, Р.Стаматов (Болгария).

Молодым ученым важно иметь возможность получения финансовой поддержки их научных проектов. С одной стороны, наши молодые ученые подают самостоятельные исследовательские заявки, например, два наших кандидата психологических наук получили грант Президента Российской Федерации: Е.Александрова - «Индустриальная культура и культура традиционная: особенности взаимодействия в условиях глобализации» (2007) и А.А.Демидов - «Микродинамика межличностного восприятия» (2009). Студенты и аспиранты как молодые исследователи также участвуют в работе научных коллективов по проектам, получающим гранты.

С другой стороны, МГППУ поощряет научно-исследовательскую деятельность студентов психологических факультетов вузов РФ. В 2011 году был проведен первый Всероссийский конкурс на присуждение именных стипендий в следующих областях: педагогической психологии - им. В.Давыдова; возрастной психологии - им. Д.Эльконина; психологии развития (дошкольный возраст) - им. Л.Венгера; социальной психологии - им. А.Петровского, получены 170 заявок из 48 городов и 68 вузов РФ, одна - из Казахстана. По результатам рассмотрения заявок конкурсной комиссией МГППУ поддержаны 6 проектов на 2011 год.

Поскольку результаты проведенного исследования нужно разделить с профессиональным сообществом, в университете существует добрая традиция проведения ежегодных научных конференций и научных школ для молодых ученых.

В 2011-м под эгидой Департамента образования проведена X юбилейная межвузовская ежегодная научно-практическая конференция «Молодые ученые - нашей новой школе», состоялась XII ежегодная зимняя психологическая школа «Одаренные дети: выявление, развитие, поддержка».

Второй год МГППУ совместно с Международным обществом культурно-деятельностных исследований (ISCAR) проводит Международный летний университет для аспирантов. В 2010 году в работе школы приняли участие шесть зарубежных профессоров из Италии, Великобритании, Финляндии, Германии, представили свои диссертационные исследования 18 аспирантов из 11 стран (Австралии, Бразилии, Великобритании, Германии, Сербии, США, Финляндии, Китая, Мексики, Нидерландов, Швейцарии) и 10 аспирантов из России. В этом году II Международный летний университет ISCAR «Теоретические проблемы культурно-исторической психологии в контексте современной социальной практики» (проект РГНФ 11-06-14056г) пройдет с 26 августа по 1 сентября.

Работа по проведению научного исследования завершается написанием научной статьи. В МГППУ по результатам конкурса именных стипендий и ежегодных конференций и школ издаются специальные выпуски научных журналов, в которых молодые ученые пишут статьи в соавторстве с профессорами. МГППУ издает пять журналов, рекомендованных ВАК (psyjournals.ru), специальные выпуски со статьями молодых ученых выходят в журналах «Психологическая наука и образования» и «Культурно-историческая психология».