Вся психология в одном университете

«Правда.ру». «Найдены координаты местоположения души». Репортаж о пресс-конференции, прошедшей в МГППУ в рамках международного симпозиума по нейроимиджингу.

СМИ о нас

Найдены координаты местоположения души

Недавно в Москве прошел Международный симпозиум по нейроимиджингу — методике, позволяющей "увидеть" работу мозга. Ученые рассказали о том, что эта методика дает возможность не только отгадывать мысли и "реконструировать" сны, но и наконец-то понять, каким образом происходит обучение и запоминание. А также выяснить, как человек принимает решения.

С середины прошлого столетия как психология, так и нейрофизиология совершили множество прорывов в изучении функционирования нервной системы живых существ вообще и человека в частности. Однако, как это ни парадоксально, пропасть между этими двумя дисциплинами, образовавшаяся еще в XIX веке, не исчезла, а, наоборот, стала еще шире. 

Так, например, психологи, достаточно хорошо изучили человеческое поведение, однако — лишь на уровне наблюдений за подопечными. То есть они видели лишь результаты реакции людей на раздражающие факторы, однако не могли ничего сказать о биологических механизмах, эти реакции формирующих. А нейрофизиологи, наоборот, узнали много интересного о функционировании нервных клеток и формировании ими устойчивых цепочек. Однако, каким именно образом изученная ими деятельность нейронов приводит к сложным формам поведения, которые сотни раз за день демонстрируют представители разумного человечества, они сказать не могли. 

Получилась весьма забавная картина: представьте себе, что мы знаем, с какой скоростью может ехать автомобиль, а также представляем, из каких деталей состоит его двигатель, но в то же время понятия не имеем о том, как он работает! И этот провал долгое время заполнить было практически нечем. Создавалось даже впечатление, что психология развивалась в своем направлении, а нейрофизиология — в своем, и сойтись они даже не стремились. Ну, а это, в свою очередь, давало много поводов для всяких лженаучных спекуляций на тему того, что, мол, феномен человеческой психики непознаваем принципиально. 

Однако, похоже, всем шарлатанам, которые долго на всех углах кричали о том, что наука бессильна познать все тайны человеческого сознания, настало время прикусить языки. Дело в том, что методика, способная ликвидировать пропасть между нейрофизиологией и психологией, уже создана. И называется она нейроимиджинг. Благодаря ей у ученых появилась возможность отслеживать деятельность конкретных групп нейронов при изучении тех или иных поведенческих реакций. Однако нейроимиджинг способен и на многое другое — в том числе и на то, что сейчас кажется настоящими чудесами.

Следует заметить, что в нашей стране исследования с применением вышеназванной методики начались не так давно. В 2008 году было получено финансирование на организацию научной группы и закупку основного прибора, без которого подобная работа просто невозможна — магнитного энцефалографа. Весной 2010 года подготовительный этап был наконец завершен, и в Москве был создан Центр нейрокогнитивных исследований при МГППУ. После были два года интересных, и в тоже время весьма плодотворных исследований, о которых сотрудники центра рассказали на пресс-конференции, прошедшей 22 мая 2012 года в рамках Международного симпозиума по нейроимиджингу. 

Собравшиеся на конференции специалисты еще раз подчеркнули, что данные исследования стали возможны лишь благодаря появлению уникального прибора — магнитного энцефалографа. Он представляет собой устройство, способное измерять магнитные поля, возникающие при активной деятельности нервных клеток. На вопрос корреспондента "Правды.Ру" о том, чем показания этого прибора отличаются от его "тезки", измеряющего электрическую активность нейронов, руководитель Центра нейрокогнитивных исследований МГППУ, доктор биологических наук Татьяна Александровна Строганова рассказала: 

"Исследователей не интересует распределение активности, будь она электрическая или магнитная, что, в общем-то, две стороны одного процесса на поверхности скальпа черепа. Их интересует выявление источников этой активности. Но это означает, что каждый раз, когда вы измерите активность на поверхности, следует решить обратную задачу — то есть понять, какие именно источники внутри мозга породили эти изменения поля. И вот опытным путем было выяснено, что фиксация изменений магнитного поля позволяет решить эту обратную задачу куда лучше и точнее, чем данные по изменению электрического поля".

При этом следует заметить, что МЭГ вовсе не заменяет и не дублирует известный всем магнитно-резонансный томограф. Дело в том, что с помощью МРТ можно получить данные о тонкой анатомии мозговых структур, но не о том, как именно они функционируют. А применение МЭГ позволяет ученым видеть активность нервных клеток, причем в режиме реального времени (МРТ тоже может фиксировать активность, но с некоторым запаздыванием). Проще говоря, при помощи МРТ можно изучить строение разных частей мозга, а при помощи МЭГ — их непосредственную работу.

Ссылка на материал