Вся психология в одном университете

Ирина БУРЛАКОВА, «Как правильно оценить нагрузку первоклассника». Газета «Аргументы и факты».

СМИ о нас

Пинком в... школу? Как правильно оценить нагрузку первоклассника

Не хочу учиться...

Автор: Юлия Борта

Статья «Пинком в... школу?» из номера: АИФ № 35

Научить и...

То, что поначалу казалось несомненным плюсом, теперь, испытанное на практике, выглядит не столь однозначно. Напомним: новшество в том, что детям в начальной школе после уроков предлагаются ещё дополнительные занятия на выбор. Бесплатно. Многие родители за эту возможность ухватились: дитё пристроено ещё на полдня и вроде бы ума набирается. Но и полгода не прошло, как замученные такой непосильной нагрузкой чада стали со слезами умолять родителей забирать их после уроков. Тут бы снова поругать молодое поколение - ленивые, не интересуются ничем… Но дети не виноваты! Внеурочные занятия задумывались авторами новых стандартов как свободное общение детей друг с другом и преподавателем. На деле многие школы проводят их именно как уроки: сели за парты, пошли строем... А многие занятия оказались откровенно скучными.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

  • Как понять, что ребёнку непосильна учебная нагрузка? Изменилось привычное поведение. Он вялый, ничего не хочет. Его трудно растормошить, потерян интерес даже к любимым игрушкам. Или стал агрессивным, раздражительным, тревожным и плохо управляемым. 
  • Ребенок жалуется на скуку в школе. Интересно только тогда, когда человек добивается в том или ином деле успеха. Чаще хвалите, но не переборщите.
  • Не получается что-то, например письмо. Помогите, но не делайте всё за ребёнка. Натренировать руку помогут лепка, мозаика, мелкие конструкторы, игра с тенями (фигурки из пальчиков), игра на музыкальном инструменте. 
  • Ребенок ленится. Попробуйте использовать песочные часы: столько-то времени поработаешь, потом отдохнёшь. 
  • Вам кажется, что он хуже других. Никогда не сравнивайте чадо с прочими детьми! Только с его прежними результатами.

Это признают в неофициальных разговорах сами учителя. Причина проста: вместо того чтобы поискать оригинальные виды деятельности (скажем, кружки для любителей кино) и приглашать соответствующих специалистов, многие директора распределили дополнительные ставки по педагогам. В итоге учитель музыки стал вести кружок по пению, учитель ИЗО - по рисованию. Отсюда первый совет родителям: выберите то, что нравится ребёнку. Не пихайте его везде. Пропал интерес - не заставляйте. Но не стоит во всём кивать лишь на неразумные стандарты.

...не уморить

«Многие первоклассники приходят в школу с уже потерянным интересом к учёбе, потому что задолго до этого замучены всевозможными подготовительными курсами и специальными занятиями, - говорит Ирина Бурлакова, завкафедрой дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета. - А там частенько дети учатся читать и считать, как в школе. Но дошколята ещё не готовы к этому.[articles: 50556]

Большинство же пап и мам, пользуясь тем, что малыши послушны и стараются порадовать взрослых, действуют по принципу «больше нагрузишь, больше вложишь». Типичная жалоба мамы: «Я ему столько даю, мне бы столько в моё время, а он не ценит!» Но ребёнок - не компьютер, и его силы ограниченны. Перегрузки скажутся на учёбе, выльются в постоянную усталость и частые простуды. Родителям может показаться, что ребёнок ленится, а он просто устал. Желательно, чтобы помимо школы у первоклассника было не больше 1-2 дополнительных кружков».

Ссылка на материал