Вся психология в одном университете

Виталий РУБЦОВ, «Надо учить мальчиков и девочек умению социально себя реализовывать». Сергей МЕНДЕЛЕВИЧ, «Школа для одаренных или одаренность в каждой школе». «Учительская газета Москва».

СМИ о нас

Школа для одаренных или одаренность в каждой школе 

Работа дискуссионных площадок, предшествующая пленарному заседанию, была одним из самых важным компонентов. Министр образования Москвы Исаак Калина, ректор МГПУ Виктор Рябов, ректор МИОО Алексей Семенов, ректор МГППУ Виталий Рубцов руководили работой этих площадок. На пленарном заседании выступил директор Центра образования №57 Сергей МЕНДЕЛЕВИЧ. 

Наша площадка рассматривала проблемы работы с одаренными детьми в соответствии с одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». В целом все согласились, что к числу основных нерешенных и до сих пор не решаемых проблем относится вопиющее отсутствие координации и системности в этой работе - нет федерального координационного органа, нет единой концепции работы, нет программы, нет госзаказа. Все фрагменты работы есть в десятках, а может быть, даже в сотнях школ России, но это медленная и дорогая работа. Стоит ли вкладывать деньги и силы в то, что не будет востребовано? 

Уже сейчас крупные компании предпочитают покупать готовых специалистов за рубежом, а не доучивать своих. Поэтому, говоря о госзаказе, мы хотим, чтобы государство попыталось просчитать, сколько высокоодаренных в разных областях (точные и естественные, гуманитарные науки, социальное лидерство, искусство, спорт) специалистов ему потребуется через 10 лет, и гарантировало бы этому количеству успешных выпускников программы «Одаренные дети» соответствующее число достойных рабочих мест. Только тогда все кусочки мозаики могут сложиться воедино, система начнет работать, принося выгоду, а не только требовать новых и новых ресурсов. За последние годы Министерство образования и науки РФ предпринимало много шагов в этом направлении, однако недостаток полномочий и средств не позволил ему сколько-нибудь существенно продвинуться. 

Остро не хватает также методов оценки итогового качества образования. ЕГЭ - необходимый, но отнюдь не достаточный инструмент, ведь в нашем случае измерить нужно превышение стандарта, а не соответствие ему. Если эту задачу не решить в ближайшие 2-3 года, то вся работа с одаренными детьми сведется к борьбе за число стобалльников и победителей олимпиад. Вряд ли эта игра стоит свеч. 

Наши основные предложения таковы: 

Создать общественный координационный совет по проблемам развития одаренности при Правительстве РФ.

Разработать государственную программу по работе с одаренными детьми,направленную на выявление, психолого-педагогическое сопровождение и социальную поддержку одаренных детей, в которой предусмотреть.

Мониторинг, направленный на выявление одаренности и создание единой федеральной базы данных. Ведущую роль в этом вместе с Минобрна-уки должно сыграть ВПС, региональные отделения которого охватывают все регионы России.

Создание инновационных образовательных стратегий для различных типов одаренных детей.

Организация дистанционных форм обучения для одаренных детей (многопредметная электронная гимназия).

Развитие различных типов образовательных учреждений, в том числе специализированных школ и учреждений доп. Образования.

Специальным разделом в программу должно войти духовно-нравственное воспитание одаренных детей и подростков.

Частью государственной программы должен стать государственный заказ, с одной стороны, определяющий число детей с разными типами одаренности, которые ежегодно могут быть включены в программу, так как в них предвидится потребность, а с другой стороны, содержащий обязательства государства профинансировать специализированное образование этих детей и обеспечить им соответствующие этому образованию рабочие места.

Региональным отделениям ВПС инициировать создание региональных ресурсных центров одаренности, обеспечивающих поддержку и социализацию одаренных детей и подростков с использованием опыта Москвы, Мордовии и других регионов-лидеров.

В помощь семьям одаренных детей региональным отделениям ВПС организовать силами местных ФПК: 

  • просветительскую работу с родителями одаренных детей;
  • систему распространения удачного опыта родителей в развитии способностей их детей, в частности, путем проведения ежегодного конкурса «Семья года».

Рекомендовать региональным отделениям ВПС принять самое активное участие в создании системы подготовки кадров для работы с талантливыми и одаренными детьми, которая предусматривает: 

  • разветвленную систему ФПК для переподготовки администраторов, школьных психологов и учителей для работы с одаренными детьми;
  • подготовку кадров в системе магистерского образования;
  • подготовку кадров непосредственно на базе лучших образовательных учреждений, имеющих эффективный опыт работы с одаренными и талантливыми детьми.

Создание условий для масштабной работы общественной организации, объединяющей лучшие педагогические кадры школ, имеющие реальный опыт работы с одаренными детьми. В качестве такой серьезной организации может выступать Ассоциация школ, работающих с одаренными детьми, уже создаваемая при содействии МГППУ совместно с ПИ РАО и ИП РАН. Она должна быть уполномочена осуществлять экспертизу на предмет решения вопроса о допуске тех или иных школ в государственную программу по работе с одаренными детьми.

Учительская газета Москва 

7 июня 2011 года