Вся психология в одном университете

Вероника ОСЛОН, «Особые приметы: сирота». Газета «Вечерняя Москва».

СМИ о нас

 

Особые приметы: сирота

Они всю жизнь ищут маму

ДЕТЕЙ, оставшихся без тепла и родного крова, становится у нас меньше – не так быстро, как нам хотелось бы, но все-таки процесс идет. По словам сотрудников регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, Департамента семейной и молодежной политики города Москвы, за малышней до 2–3 лет между кандидатами в будущие родители идет настоящая борьба. А вот тем, кто постарше, везет меньше, хотя некоторые из них могут обрести приемных родителей и опекунов и жить в их семьях до 18 лет. И все же большинство детей старше 5 лет остаются до своего совершеннолетия в государственных учреждениях и до определенного момента чувствуют себя достаточно защищенными. Но вот наступает возраст взрослости, пора уходить в самостоятельную жизнь. И они уходят… в абсолютную неизвестность. Как показали недавние исследования, которые проводил Московский городской психолого-педагогический университет по заказу Департамента семейной и молодежной политики города Москвы, между выпускниками детских домов и 18-летними молодыми людьми, выпорхнувшими из родительского гнездышка, – огромная пропасть. [b]Вероника ОСЛОН, заведующая лабораторий МГППУ, кандидат психологических наук и проводила эти исследования[/b], кстати, первые в своем роде. К ней я и обращусь за разъяснениями… [b]– Вероника, скажите, действительно ли ребенок, который рос и воспитывался в госучреждении, привык к тому, что за ним ухаживают, за него все решают и, в общем-то, почти ничего не надо делать самому?[/b] – К сожалению, это так. Ну представьте себе: просыпаешься, идешь на завтрак, который уже накрыт, поешь, уходишь на занятия, приходишь на обед, стол уже накрыт. Посуду мыть не надо, для этого есть работники кухни. И так во всем, всю сознательную жизнь, которая расписана большими дядями и тетями с утра до позднего вечера. Плюс он растет в коллективе. Такие дети не привыкли жить в одиночестве. А именно с этим им и приходится сталкиваться в первую очередь при выходе из госучреждения. И страх: я ничего не знаю, за меня всегда все решала Мария Ивановна, но она осталась там, а я тут, один или одна. Так что первый результат самостоятельности выпускников – самый настоящий стресс. [b]– Сейчас много говорят о постинтернатном сопровождении выпускников госучреждений. Что это такое?[/b] – Это когда специалисты, которые работают в сфере опеки, попечительства, социальной защиты, будут вести по жизни таких выпускников с 18 до 23 лет. Но пока нет отлаженного механизма. А знать, как и чем живет выпускник госучреждений после 18 лет, просто необходимо, чтобы помочь ему не просто жить и правильно ориентироваться в окружающем мире, но и стать достойным членом общества. Именно с этой целью в Москве впервые был проведен опрос среди выпускников детских домов, школ-интернатов, учреждений социальной защиты для несовершеннолетних молодых людей из так называемых замещающих семей (опека, попечительство, приемная семья) из 10 столичных округов. В нем приняли участие 1314 выпускников от 18 до 23 лет. В частности, мы проследили, сколько раз дети переходили из одной ситуации в другую: из семьи в госучреждение, из госучреждения в приемную семью, из приемной семьи в кровную. Были случаи, когда всего за 4 года ребенка несколько раз передавали из кровной семьи в социальный приют и обратно! Что можно сказать про этих детей? Что у них самый высокий уровень стресса, даже по сравнению с детьми, которые постоянно проживают в детских домах, под опекой. Четверть выпускников – это дети, имеющие сиротство не в одном поколении. Из 10 выпускников – каждый 4-й имел хоть одного родителя, т.е. был социальным сиротой. Еще один, очень важный, трагический момент: все дети, находящиеся в альтернативной заботе, имели очень значимый опыт насилия: жестокого отношения, пренебрежения. Правда, в сексуальном насилии мало кто признался, поэтому объективной картины нет, в основном это физические виды насилия. [b]– Вероника, как бы вы определили, чем – главным – отличается сирота от «несироты»?[/b] – Многим, например, по своим психологическим характеристикам. Но самое главное отличие: сирота не ощущает себя управляющим своей жизнью. Он только исполнитель чужой воли, управляют все, кроме него. У него нет ответственности за свою жизнь, за свои поступки, ведь он привык, что все в жизни за него решают другие, от этого высокая степень иждивенчества. Кстати, именно среди таких выпускников очень высокий уровень депрессий. У бывших воспитанников замещающих семей более высокие представления о себе, они считают себя более самоэффективными и отличаются более высокой профессиональной активностью. Это люди, которые стремятся учиться, получать специальность, повышать свою квалификацию, самосовершенствоваться. [b]– А как они относятся к детям, хотят ли создать семью?[/b] – В принципе они ориентированы на рождение детей. Если бывшие воспитанники замещающих семей хотят трех и более детей, так как они сами воспитывались в больших семьях (приемных), то выпускники госучреждений планируют одного-двух. А вот дети, которые помнят свою неблагополучную кровную семью, вообще не хотят иметь детей. Что же касается брака, то почти каждый третий состоит в гражданском браке. В основном это выпускники детских домов. И только каждый 10-й официально оформил отношения и уже каждый 15-й имеет детей. Но уже каждый 4-й из тех, кто имеет детей, их не воспитывает. [b]– На какие средства молодые люди живут?[/b] – Основные источники дохода – стипендия, зарплата и пособие. Хуже всех живут выпускники учреждений для несовершеннолетних. У них редко есть стабильный источник дохода, т.е. зарплата, и пособия у них меньше. Интересно, как они устраиваются в жизни, это их тоже отличает от других выпускников. Они чаще других оказывают друг другу материальную поддержку и обращаются в общественные организации. Самые активные участники общественной жизни и самые активные просители поддержки – это они. Все остальные в общественные организации практически не обращаются. И одна десятая из них живет на сдачу своей квартиры. [b]– Сколько же зарабатывают выпускники?[/b] – Самый высокий доход у выпускников детских домов, которые получили образование в ПТУ, колледжах. Они получают около 18 тыс. в месяц. А самый низкий доход у выпускников замещающих семей, т.к. многие из них учатся на дневных отделениях вузов. [b]– Как выпускники обеспечены жильем?[/b] – У них отдельные квартиры, у кого-то комнаты в общежитии, кто-то живет у родственников, но таких мало. В основном в своих квартирах. [b]– С кем проживают выпускники?[/b] – Мало кто проживает самостоятельно, особенно те, кто вышел из госучреждений (детские дома, школы-интернаты, приюты) Одни они жить не могут. Это подтверждает теорию, что каждый из них пытается жить группами. Кто-то живет с родственниками, кто-то с друзьями и знакомыми, с другими выпускниками. Особенно «лепятся» друг к другу выпускники школ-интернатов, которые и жили скученно и обособленно. Самостоятельно живут воспитанники замещающих семей, что и говорит об их достаточно результативном жизнеобустройстве после выхода из семьи. [b]– Каково их социальное самочувствие? Как они свои перспективы оценивают?[/b] – Выпускники замещающих семей настроены, как правило, позитивно: считают, что у них будет хорошая семья и вообще все нормально в жизни. В этом не уверены выпускники школ-интернатов и выпускники учреждений для несовершеннолетних. Они считают, что никогда ничего в этой жизни не достигнут, в первую очередь потому, что их в жизни никто не поддержит. [b]– Какой помощи им не хватает?[/b] – Конечно, доброты, понимания, поддержки, заботы. Ведь сирота отличается от «несироты» тем, что он всю жизнь ищет МАМУ.

ОЛЬГА РОМАНОВА

Ссылка на материал