Вся психология в одном университете

«Учительская газета» помещает репортаж о прошедшей в МГППУ всероссийской конференции «Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития»

СМИ о нас

Третья Всероссийская научно-практическая конференция «Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития» на тему «Миры культур и культура мира» состоялась в МГППУ. 

Первая конференция состоялась в 2007 году, в ней приняли участие более 200 специалистов из различных регионов РФ, ближнего (Украина, Белоруссия, Молдова, Казахстан, Киргизия, Латвия) и дальнего (Израиль, Финляндия) зарубежья. Основным выводом, сделанным ее участниками, было положение о том, что перспективы практической этнопсихологии связаны с применением психологического подхода к решению проблем, связанных с этничностью, в различных областях народного хозяйства, и в первую очередь в сфере образования. Однако возможности этнопсихологии, отметили участники конференции, пока еще не полностью ясны для многих государственных и негосударственных структур и в связи с этим недооценены. 

Вторая конференция состоялась через год - в 2008 году. В ней приняли участие около 200 человек из различных регионов РФ и ближнего зарубежья (Украина, Белоруссия, Молдова, Эстония, Армения), она была поддержана РГНФ. В итоговых документах конференции были поставлены акценты не только на содержательно-технологической, но и на организационной составляющей практической этнопсихологии. Ее участники попробовали совместно найти варианты позиционирования практических межкультурных психологов в современном социокультурном пространстве. 

На нынешней третьей конференции было решено обратить большее внимание на создание атмосферы взаимодействия, на обмен опытом участников, а также на разработку тематических практико-ориентированных проектов. Надо сказать сразу, что и в этой конференции приняли участие многие известные психологи из Москвы, различных регионов России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья. 

Конференцию весьма своеобразно открыл профессор, заведующий кафедрой этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования МГППУ Олег Хухлаев. Олег Евгеньевич использовал для этого некий инструмент - чашу, возвестившую своим звоном о том, что дан старт. Первым на пленарном заседании был доклад доцента МГППУ Игоря Кузнецова «Что социология может предложить практической этнопсихологии», в котором тот отметил важность социологических исследований, позволяющих потом грамотно строить работу психологов. 

После Небольшого перерыва была открыта первая постер-сессия «Практическая этнопсихология: дети, юношество, педагоги и студенты», в рамках которой был представлен 21 доклад на обозначенную тему. Во второй половине дня начали работать дискуссионные площадки «Прикладные этнопсихологические исследования», «Проблемы формирования межкультурной компетентности», «Этнокультурные методы в психологической помощи», а завершился первый день проведением мастер-классов «Психотехнологии выстраивания конструктивных кросс-культурных коммуникаций в системе образования», «Психодрама и этнокультурные техники: Ловцы грез». Наибольший интерес вызвал мастер-класс «Этнический танец как способ самовыражения», который дал Игорь Ильюкевич, психолог из Минского учебного центра «Минскэнерго». 

На следующий день снова работали дискуссионные площадки, на этот раз ее темами стали: «Поликультурное образование и культура мира в образовательной среде», «Билингвальное образование и обучение мигрантов», «Прикладные этнопсихологические исследования». В холле можно было познакомиться со второй постер-сессией «Прикладные аспекты этнопсихологии: толерантность и идентичность, миграция и национальный характер», включившей 24 доклада на заявленную тему. После обеда к работе приступили проектные группы, их сферой интереса были такие темы, как «Использование ресурсов социальных сетей для регулирования межнациональных отношений», «Интеграция мигрантов в социокультурное пространство многонационального города», «Образовательные проекты развития культуры мира в условиях вуза», «Что этнопсихология может предложить бизнес-сообществу?». Разнообразными были и мастер-классы, вызвавшие большой интерес участников конференции, - «Взаимосвязь мотивов учения школьников с существующими в семье ценностями», «Стратегии взаимодействия психолога с педагогом в полиэтнической образовательной среде», «Социально-психологический подход к разработке способов снижения предубежденности (этноцентризма)». 

Завершая конференцию, специалисты отметили, что в настоящее время необходимость решения практических вопросов, связанных с этничностью, отчетливо видна специалистам различных направлений. Большую помощь в такой работе оказывают этносоциология, этнография, антропология, история и другие научные дисциплины, однако не вызывает сомнений, что любая работа с людьми должна строиться с учетом психологических знаний, а для повышения ее эффективности можно и нужно использовать психологические технологии. Конференция выполнила две поставленные задачи: провела смотр того, что и каким образом решают специалисты в области этничности с помощью психологических технологий, провела поиск возможных путей развития этого прикладного направления, обсудила перспективы взаимовыгодного сотрудничества между этнопсихологами и теми, кто заинтересован в решении многих проблем, рассмотрела возможную роль практической этнопсихологии в разрешении актуальных вопросов, стоящих перед нашей страной в целом и отдельными отраслями народного хозяйства. 

Документы и материалы, подготовленные к конференции и по итогам ее работы, несомненно, будут модным подспорьем в работе этнопсихологов. 

Резолюция конференции 

В конференции приняли участие специалисты из различных регионов РФ, ближнего зарубежья - Белоруссии, Латвии, Молдовы, Украины и Эстонии, а также из Финляндии. 

Участники конференции отмечают, что в настоящее время практическая этнопсихология активно сложилась как мультидисциплинарное направление психологической практики, использующее как достижения практической психологии, так и этносоциологии, этнополитологии, этнографии, антропологии, этнолингвистики. 

При этом одна из главных проблем связана с неравномерным решением актуальных практических задач. Большинство специалистов-этнопсихологов заняты решением прикладных задач, связанных с исследованиями и мониторингами. В то же время этнопсихологи-практики преимущественно решают вопросы, связанные с образовательным процессом, занимаются поддержкой поли- и этнокультурного образования, адаптацией мигрантов в образовательных учреждениях. Однако проблемы, связанные с более широким социальным пространством, - городская среда, социальные сети - освоены практическими этнопсихологами достаточно слабо. 

В то же время судествует объективная потребность в разработке эффективных этнопсихологических технологий, связанных с решением различных актуальных вопросов - от развития межкультурной компетентности до интеграции мигрантов в социокультурное пространство города. Одновременно крайне актуальным продолжает оставаться выстраивание горизонтальных связей как между отдельными специалистами, так и учреждениями, а также простраивание коммуникации с зарубежным сообществом. 

Исходя из этого участники конференции поручили: 

  • оргкомитету конференции разработать текст обращения в заинтересованные организации (Минрегионразвития РФ, Федеральную миграционную службу, администрации и правительства регионов России, департаменты образования Москвы и других регионов) с предложением активно использовать специалистов в области практической этнопсихологии для повышения эффективности управления национальными различиями и миграционными процессами, профилактики этнонациональных конфликтов и распространения идей межнационального согласия и гражданской солидарности с последующей рассылкой такого обращения всем участникам конференции;
  • к данному обращению приложить резюме (краткое писание) проектов, разработанных участниками конференции в рамках проектных групп «Использование ресурсов социальных сетей для регулирования межнациональных отношений», «Интеграция мигрантов в социокультурное пространство многонационального города», «Образовательные проекты развития культуры мира в условиях вуза»;
  • обеспечить регулярное проведение МГППУ конференции «Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития».