Вся психология в одном университете

"Учительская газета" публикует статью "Психологи МГППУ рекомендуют лучшие игрушки" о прошедшей в МГППУ церемонии вручения Премии "Игрушка года - "Детские психологи рекомендуют"

СМИ о нас

Психологи МГППУ рекомендуют лучшие игрушки

На торжественной церемонии представления Каталога лучших игрушек, составленного Центром психолого-педагогической экспертизы МГППУ, были названы десять лучших игрушек для детей различных возрастов.

Ректор МГППУ Виталий РУБЦОВ высоко оценил деятельность университетского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек. - Среди всех центров этот пользуется наивысшим уважением предпринимателей, которые стремятся получить одобрение психологов и поставлять на рынок качественные товары для детей.

Номинация «Лучшая кукла» 

«Пупс», компания Madeleine, Германия (для детей от 1,5 до 7 лет) 

Игрушка относится к типу характерных кукол. Размер куклы 20 см. Выполнена из комбинированных материалов - голова и конечности из резины, тело -текстиль, наполнение - синтепон. Маленький пупс одет в нарядную одежду и шапочку. В серии есть вариации одежды разного цвета и фасона.      

Размер пупса очень удобен для руки ребенка. Он мягкий и легкий, что позволяет брать его с собой повсюду. Пропорции тела и головы пупса гармоничны, черты лица правильные, взгляд спокойно-нейтральный, сам облик очень симпатичный, что позволяет детям раннего возраста идентифицироваться с ним. Выражение лица очень приветливое, трогательное и милое. Это сразу вызывает у детей чувство симпатии, желание общаться, заботливо ухаживать за ним. 

Благодаря удобным застежкам на липучке одежда пупса легко снимается и надевается. Эта игра в переодевание будет интересна малышам. На шапочке есть специальная полоска ткани, соединяющая ее с комбинезоном, которая не позволит ей потеряться в игрушках. На теле куклы имеются особые сгибы, благодаря которым пупс может сгибать руки и ноги, сидеть. 

Для детей раннего возраста кукла может быть верным спутником в играх и путешествиях. Для детей дошкольного возраста пупс отлично подходит для роли младенца или младшего ребенка в ролевых и режиссерских  играх. Забота о малыше, общение с ним пробуждают в ребенке такие важные качества, как сочувствие, нежность и любовь. 

Премию и каталог "Лучшие игры и игрушки» вручала Елена Смирнова - руководитель Московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ. 

Номинация «Семейная игра» 

Игра «Ловкие удочки», компания «Вальца», Россия (для детей 4-9 лет) 

Соревновательная игра для детей. Игровой материал: две удочки, 15 разноцветных объемных бочонков с крючками с двух сторон, веревка-ограничитель. Игровая задача - подцепить на свою удочку как можно больше бочонков. На стол в виде круга кладется веревка-ограничитель. В центр круга кладутся бочонки. Играющие одновременно начинают подцеплять бочонки. Подцепив первый бочонок, они на нижний его крючок стараются подцепить следующий. Выигрывает тот, у кого цепочка из бочонков будет длиннее. Есть более легкий вариант для маленьких детей, в котором бочонки ловятся по одному. Игра вызывает много положительных эмоций и желание сыграть несколько партий подряд. В игре ребенок учится координировать свои движения (координация «глаз - рука»), регулировать отрицательные эмоции при срыве бочонка, отставании от соперника и проигрыше. 

Премию и каталог вручала Альфия Галимова  - председатель Совета родительской общественности образовательных учреждений города Москвы.                 

Номинация «Логическая игра»

Игра «Лабиринт «Юниор», компания Ravensburger, Германия (для детей от 5 до 8 лет) 

Игра для развития пространственного воображения с захватывающим сюжетом. Игровой материал: игровое поле, 17 карточек - деталей лабиринта, 12 жетонов с сокровищами и четыре фишки - привидения. Игровая задача - создание непрерывного коридора в лабиринте к сокровищу, изображенному на жетоне. Перед тем как сделать ход фишкой-привидением, игрок должен свободной карточкой сдвинуть часть лабиринта. Если игроку удалось сделать непрерывный проход, то он забирает жетон с сокровищем себе. Выигрыш состоит в том, чтобы набрать наибольшее количество жетонов с сокровищами. Простые правила и красочное оформление игрового поля и фишек вызывают большой интерес. Это позволяет удержать внимание ребенка, разобраться в правилах и доиграть до конца. Можно играть всей семьей, так как она интересна для любого возраста. Игра сложная, заставляет ребенка думать. В игре формируется умение действовать в уме, перестраивая пространственную структуру (поле с коридорами лабиринта). Ребенок учится планировать свои действия на несколько шагов вперед, учитывая, как изменится ситуация после хода другого игрока и как собственное действие может усложнить ход другому участнику; управлять своими эмоциями при проигрыше или помехах со стороны другого играющего. 

Премию и каталог вручал Михаил Случ - директор школы Ш1060, учитель математики, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года-2010». 

Номинация «Игрушки для сюжетной игры» 

Набор «Уборка», компания Plan Toys, Таиланд (для детей от 3 до 10 лет) 

В комплект «Утварь для ухода за домом» входят 9 атрибутов домашней утвари: стиральная машинка, гладильная доска с утюгом, корзина для белья, швейная машинка, стол и табурет, посудомоечная машина, пылесос, ведро со шваброй. Все детали небольшого размера (самый крупный - 6x8 см), выполнены из натурального дерева, тщательно отшлифованы, устойчивы на любой поверхности.  

Набор - прекрасное средство для режиссерской игры с маленькими куколками как для девочек, так и для мальчиков. Все предметы современной домашней утвари выполнены весьма условно и в то же время легко узнаваемы для любого ребенка. Набор имеет конкретную, хорошо понятную детям тематику - уборка дома, наведение порядка в жилище. Этот сюжет привлекателен для детей и обладает определенным воспитательным воздействием. Для его реализации необходимы небольшие соразмерные игрушки - куколки или фигурки животных. 

Достоинство игрушки - открытость деталей для различного использования. Например, поверхности кухонных машин можно использовать и как разделочный стол, а устойчивый двухцветный табурет можно превратить в настольную лампу. Набор выделяется среди аналогов продуманностью решения и добротностью исполнения, это отличный игровой материал в широком возрастном диапазоне от 3-4 до 10 лет. 

Премию и каталог вручал Владимир Собкин - профессор, академик | РАО, директор Центра социологии образования РАО 

Номинация «Режиссерская игра» 

«Рыцарский замок», компания ELC, Англия (для детей от 3 до 12 лет) 

Набор представляет собой конструктор, в который входят стены, ступеньки, подъемный мост и флажки. Детали конструктора достаточно крупные, скрепляются пазами, изготовлены из оргалита с цветным покрытием, изображающим архитектурные детали: кирпичную кладку, украшения, перекрытия и пр. Получившийся замок очень устойчив, что удобно для игры. В то же время он достаточно громоздкий, поэтому переносить его с места на место довольно сложно. 

Как конструктор эта игрушка будет интересна школьникам вплоть до старшего подросткового возраста. Однако самостоятельно собрать замок смогут дети уже после 12 лет. Вплоть до младшего подросткового возраста детям в той или иной степени будет нужна помощь взрослого, поскольку инструкция по сборке требует высокого уровня моделирования, а сборка конструктора - координированности и некоторой силы. Вид замка очень привлекателен: тщательно прорисованы камни, оружие - алебарды, мечи и т. п., факелы на стенах, камин и др. Здание выглядит натурально за счет башен, в т. ч. главной башни - донжона, огромного зала по центру крепости, бойниц в стенах. 

Развивающий потенциал набора очень высокий. Замок - традиционный атрибут режиссерских игр -маркер пространства. Однако он символизирует не только пространство, но в том числе и время. Замок представляет определенный культурно-исторический пласт - рыцарство, что дает возможность ребенку не только погружаться в другое время, но и осваивать, проживать целую историческую эпоху в игре. В рыцарские времена повседневная жизнь во многом была похожа на нашу, но все же была совершенно иной. Люди по-другому говорили, воевали, путешествовали. Поэтому, играя в рыцарский замок, дети осваивают новое, совершенно отличное от современного, смысловое пространство. Высокопарные речи, рыцарские и не рыцарские бои, обращение с дамами, строгий этикет - погружение в такую игру позволяет сильнее прочувствовать свое «я», поскольку контраст с настоящим очень велик. Проживая особым (средневековым,    рыцарским)    образом  оформленные знакомые и незнакомые мотивы, ребенок открывает для себя новые грани мира, людей, себя. 

Замок очень привлекателен для детей и побуждает проигрывать самые разные сюжеты: сказочные, приключенческие, бытовые. Подъемный мост и потайной ход «подсказывают», как можно организовать пространство внутри и снаружи замка, стимулируют планировать и устраивать природный ландшафт, города и поселки, всевозможные сказочные царства. 

Замок подходит для игры детей от 3 до 12 лет, но особенно интересен будет в старшем дошкольном, младшем школьном возрасте. 

Премию и каталог вручал Ефим Раневский - директор Центра образования «Царицыно», член Общественной палаты России, народный учитель России. 

Номинация «Военная игрушка» 

«Славяне (воины)», компания «ИП Машинец М.Ю.», Россия (для детей от 3-4 до 10 лет) 

Комплект состоит из шести деревянных фигур - 5 славянских воинов и один конь. Четверо воинов вооружены - трое с копьями, один с мечом, двое из них имеют щит. Один воин - сигнальщик, в его руке рожок. Одного воина можно посадить на коня, остальные лешие. Вооружение воинов несъемное за исключением копий - они «вкладываются» в специальное отверстие в руке. Все фигуры выполнены из цельного дерева, хорошо отшлифованы. Фигуры окрашены вручную в гармоничных цветах и оттенках. 

Комплект весьма привлекателен - окраска фигурок отображает снаряжение древнеславянских воинов, все фигуры выполнены в различных позах - статичных и динамичных. Воина-всадника можно посадить на коня, а можно играть и в пешем варианте. Выражение лиц воинов нейтрально, их можно представить себе суровыми, страдающими или решительными. Шлемы и кольчуги выполнены серебристой краской, отмечены такие аутентичные элементы славянского костюма, как наплечья, наручи, солярный символ на кольчуге и щите воинов. 

Комплект выполнен на высоком художественном уровне, фигуры выглядят гармонично, пропорции сохранены не только во фронтальном отображении, но и в объеме. Фигуры устойчивы не только на гладкой, но и на ворсистой поверхности, что является немалым достоинством для игры на ковре. Развивающий потенциал игрушки весьма высок. Характерные жесты и позы способствуют разыгрыванию как сцен сражения, так и тренировочных боев и турниров. Фигуры можно использовать с участием других персонажей -воинов-противников, но можно и без них. Образное исполнение мужских фигур способствует усвоению таких качеств, как смелость, решительность, напористость, но без чрезмерной внешней агрессивности. Кроме того, ребенку открывается культурный  пласт давно прошедшей исторической эпохи, что помогает детям особым образом прожить знакомые и незнакомые мотивы - как сказочные, былинные, так и исторические. Ребенок имеет возможность открывать для себя новые грани мира, людей, себя. 

Этот комплект отлично заполняет дефицит качественных образных игрушек для мальчиков и способствует адекватному развитию их мужественности. Комплект «Славяне (воины)» подходит для игры детей от 4 до 10 лет, но особенно интересен будет в старшем дошкольном, младшем школьном возрасте. 

Премию и каталог вручал Александр Яковлев - заместитель начальника Главного управления МЧС России по городу Москве. 

Номинация «Сотрудничество в игре»

Игра «Хоп! Хоп! Хоп!», компания Djeco, Франция (для детей 4-7 лет)

Коллективная игра для детей, требующая совместных усилий для выигрыша. Игровой материал: 4 игровых поля, совмещающихся в одно. На первом поле изображена гора, на втором - дорожка, на третьем -река, на четвертом - место для овчарни. В комплект также входят объемные фигурки и сооружения: мост а десяти опорах, овчарня, девять овечек, пастушка, собака, кубик с изображением символов на гранях (гора, цветок, ветер и т. д.), палочка. Перед игрой все овечки, пастушка и собака размещаются на поле с изображением горы. Игровая задача - переместить в овчарню пастушку, ее овец и собаку, пока ветер не унес мост. Участники выигрывают все вместе, если они смогли справиться с задачей. Каждый участник в свой ход бросает кубик и выполняет действие, обозначенное на кубике символом («солнце» - любая фигурка передвигается к следующей игровой площадке, «ветер» - палочкой убирается одна опора из-под моста). 

Великолепное качество и образность игрового материала делают игру привлекательной для ребенка. Общая игровая задача способствует постоянному общению детей в игровом процессе, совместному обсуждению и продумыванию ходов. Игровой материал позволяет также развернуть сюжетную игру. В игре дети учатся общению для решения поставленной задачи и осуществлению совместных действий, продумыванию тактики ходов, исходя из сложившейся ситуации, выполнению действий по заданным правилам.

Премию и каталог вручал Александр Адамский - научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика».

Номинация «Соревнование в игре»

Игра «Нападай!», компания Selecta, Германия (для детей 4-9 лет) 

Веселая соревновательная игра для детей. Игровой материал: 24 деревянные до-! щечки с картинками; 4 кубика, на гранях которых изображены символ огня, и те же картинки, что и на дощечках. Игровая задача -схватить как можно быстрее деревянные дощечки с картинками, которые выпали на  гранях кубиков, и набрать их как можно больше. Все дощечки раскладываются на столе картинками вверх. В каждый ход бросаются одновременно четыре кубика. Выигрывает тот, у кого к концу игры окажется больше дощечек. Если на грани кубика выпал символ огня, то это значит, что ни один участник не имеет права дотронуться до дощечек. Тот, кто дотронется, должен положить одну свою дощечку обратно на стол. Игра заканчивается, когда на столе остается пять дощечек. Игра протекает быстро и увлекательно. Детям очень нравится играть в нее. В игре тренируется концентрация, объем внимания и скорость реакции. Ребенок учится подчинять свое поведение правилам, регулировать отрицательные  эмоции при неудачах. 

Премию и каталог вручала Александрию Светлова - аспирантка МГППУ, абсолютный победитель профессионального конкурса «Педагогический дебют-2010», обладатель Кубка мира и чемпион Европы по фехтованию на саблях, мастер спорта международного класса. 

Номинация «Стратегическая игра» 

Игра «Коридор для детей», компания Gigantic, Франция (для детей от 5 до 9 лет) 

Увлекательная стратегическая игра для детей. Игровой материал: игровое поле, разделенное на клетки, четыре мышки, четыре кусочка сыра и 16 прямоугольных стенок. В начале игры каждый участник выставляет свою мышку в центр первого ряда со своей стороны поля. Сыр кладется на противоположную сторону поля от мышки. Игровая задача - дойти до противоположной стороны поля первым и взять сыр. За один ход можно переместить мышку на другую клетку (вперед, назад, в сторону) или поставить одну стенку, помешав сопернику по игре. К концу игры поле превращается в настоящий лабиринт, состоящий из извилистых коридорчиков. Игра проходит достаточно быстро и эмоционально. Высокое качество игрового материала (все элементы деревянные, окрашены в яркие цвета), наличие сюжета (добраться мышке до сыра) делают игру еще привлекательнее для ребенка. В игре ребенок учится началам стратегического действия - планировать свои действия на один и более шагов вперед. Так как часто и намеренно ставятся помехи другими играющими и высока вероятность проигрыша, то у ребенка могут возникнуть отрицательные эмоции. Он учится с ними справляться, чтобы доиграть до конца и не поссориться с остальными участниками. Эта игра готовит ребенка к освоению более сложных стратегических игр. 

Премию и каталог вручал Виталий Нашивочников - генеральный директор Фонда профессионального образования и инновационной деятельности Торгово-промышленной палаты РФ. 

Номинация «Самая универсальная игрушка» 

«Пирамидка «Дельфинчики», компания «Биланик», Россия (для детей 3-7 лет) 

Игрушка состоит из пяти фигурок дельфинов - 2 больших (10-11 см) и 3 поменьше (6-8 см). Все фигурки имеют достаточный размер в ширину (2 см), что придает им устойчивость в любом положении. Дельфинчики имеют разную форму, соответствующую разному положению в пространстве (как будто они замерли в разных позах). Это позволяет по-разному расположить их относительно друг друга. Дельфины выполнены из цельного дерева, имеют условный, но узнаваемый образ. 

Игрушка « Дельфинчики» имеет безусловную привлекательность для детей дошкольного возраста. Данный игровой материал представляет собой чрезвычайно открытый вариант пирамиды. Благодаря своей устойчивости, разнообразию форм и хорошей обработке дерева материал предоставляет возможности для построения бесчисленных комбинаций пяти фигурок в пространстве. При этом любое сочетание дельфинчиков выглядит красиво. Создание пирамид требует точности и осторожности движений, настойчивости и поисковой активности. Это прекрасная игрушка для детского экспериментирования. Она стимулирует познавательную активность, воображение ребенка, поиск новых возможностей и свойств игрового материала, а также познание своих собственных возможностей. Это хороший балансир, развивающий чувство равновесия. Результат усилий ребенка - построенная композиция из пяти фигурок - вызывает удивление (как это все может держаться?), радость от своего успеха, желание поделиться достижением и эстетическую реакцию. Кроме того, в игрушке всегда можно усмотреть не просто пирамиду, но отношения между разными персонажами (дельфинчиками). Различия в размере фигурок позволяет увидеть в них семью - мама, папа и трое детей, что в свою очередь открывает возможности для использования их в режиссерской игре. Игрушка выполнена качественно, из хорошего дерева, обладает повышенной прочностью. Построение различных пирамид и поиск новых возможностей игрушки интересны не только детям от 3 лет, но и школьникам, и даже взрослым. 

Премию и каталог вручал Исаак Калина - министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования.