Вся психология в одном университете

Виктория ЮРКЕВИЧ. "Детей лишат радостей рекламы". "Мнения.ру."

СМИ о нас

Детей лишат радостей рекламы

Власти Бельгии разработали новые требования к распространению и продаже мобильных телефонов. Теперь в этом государстве запрещено создавать продвигающий смартфоны рекламный контент, который ориентирован на детей, а также нельзя изготавливать телефоны в виде игрушек. Сформулировавшие эти требования министр по делам потребления и министр здравоохранения мотивируют такие меры тем, что излучение телефона, возможно, повышает вероятность возникновения определенного вида злокачественных опухолей мозга (глиом). Для детского мозга опасность может быть еще выше: в раннем возрасте этот орган, как и многие другие, находится на стадии активного роста и подвержен влиянию внешних факторов.

Бельгия — первая европейская страна, озаботившаяся этой проблемой на государственном уровне. О потенциальном вреде излучения мобильных телефонов говорят уже давно. Активное и продолжительное воздействие электромагнитного поля на человека действительно вредно: оно может привести к образованию злокачественных опухолей. Теоретически мобильные телефоны, которые постоянно находятся в карманах, а во время разговора подносятся к голове, могут оказывать свое влияние на здоровье людей. Некоторые исследования показывают, что у активных пользователей мобильников глиома возникает несколько чаще, чем у других людей. Но каких-либо прямых доказательств вреда мобильных телефонов пока не обнаружено.

Однако даже без перспективы развития опухоли мозга мобильный телефон все-таки может быть опасен для ребенка. Привыкнув к смартфону с младенчества, в школьные годы ребенок уже может не мыслить себя без ярких игр, социальных сетей и постоянного доступа в интернет. Все его внимание приковано к телефону. Такому человеку будет комфортнее воспринимать реальность через фильтр очков Google, чем самостоятельно.

Как показали новогодние праздники 2012 года, гаджеты стали самым желанными подарками для детей по всему миру. Действительно, ни одна игрушка не может поспорить, например, с iPhone или Lumia 920 по визуальной привлекательности. Уже сейчас многие дети учатся сдвигать значок «Unlock» в том же возрасте, когда начинают играть с первыми машинками или куклами.

Дети являются самой благодарной аудиторией для рекламы, особенно телевизионной. Если у взрослой аудитории она нередко вызывает исключительно негативную реакцию (согласно опросу ФОМ, 36% российских зрителей раздражает обилие рекламы на ТВ), то у детей яркие и громкие ролики вызывают интерес. 45% девятилетних детей смотрят рекламные клипы полностью, в то время как к 19 годам досматривают ролик до конца только 16% аудитории. Если создавать рекламное сообщение специально в расчете на детскую аудиторию, то ее эффективность может оказаться очень высокой.

Такой уровень воздействия, безусловно, на руку производителям, он позволяет поднять продажи, но добавляет проблем родителям: дитя может заинтересоваться гаджетом раньше, чем хотелось бы его отцу и матери. В итоге им придется либо убеждать свое чадо, что устройство ему пока не нужно, либо начать контролировать, сколько времени ребенок проводит за своей любимой игрушкой, чтобы избежать полного погружения ребенка в виртуальный мир. 

Мнения.ру спросили экспертов, видят ли они в рекламе смартфонов, ориентированной на детей, проблему настолько серьезную, чтобы ей занималось государство? Или же властям не стоит ограничивать производителей гаджетов в продвижении своих продуктов посредством повышения интереса к ним со стороны юной аудитории?

Мнение высказывает Виктория Юркевич, заведующая лабораторией психологии одарённых детей МГППУ 

Гаджеты, как и любые новые технологии, имеют две стороны, как плохую, так и хорошую. Они могут как нанести детям вред, так и принести пользу. Мы уже вошли в цифровую эру, обойтись без смартфонов и планшетов или хотя бы простых мобильников сейчас просто нельзя, так что нужно искать пути развития детей при помощи этих устройств.

Но с рекламой все обстоит гораздо сложнее. Дети не являются активными покупателями, поэтому делать рекламу, ориентированную на них, не совсем верно. Фактически она получается ориентированной не на детей, а на их родителей.

Я не знаю ребенка, который не хотел бы мобильника. Они все и сейчас ноют и просят родителей купить им. С рекламой это нытье не прекратится, а вырастет только его громкость. Родители в любом случае в итоге покупают эти телефоны, потому что дети сильно просят и потому, что такие гаджеты уже становятся необходимыми. Однако благодаря рекламе дети не перестают просить новый телефон — более современный, ведь их гаджеты мгновенно устаревают.

Повторюсь, дети не имеют реальной покупательной способности, поскольку денег сами не зарабатывают. Поэтому реклама, которая делается с расчетом на них, должна быть на особом счету и подвергаться цензуре. Критерий  один — наносит она вред личности или нет. Лично я считаю, что реклама, ориентированная на детей, — совершенно неправильный ход. Ее нужно как минимум контролировать.

Агрессивная и безнравственная реклама уже наделала дел. Реклама табака (уже запрещенная) и пива (которой, слава богу, стало меньше) привела к тому, что дети начали курить. Я вижу 12-летних подростков, которые бегают за пивом.

ссылка на материал