Вся психология в одном университете

Сергей ЕНИКОЛОПОВ. "Убойные мелодии: песнями Хулио Иглесиаса пытали врагов Пиночета". Радиостанция "Голос России"

СМИ о нас

Песни Хулио Иглесиаса могут доставлять не только наслаждение, но и невыносимые страдания. В этом пришлось убедиться чилийским оппозиционерам, которых во времена правления Аугусто Пиночета пытали, лишая сна и заставляя на высокой громкости слушать испанского тенора. Подобные методы истязаний не канули в Лету и применяют их те, кто претендует на звание главных защитников прав человека

Песни Хулио Иглесиаса и экс-"битла" Джорджа Харрисона, а также саундтрек к фильму Стенли Кубрика "Заводной апельсин" использовались во времена Пиночета для пыток политических заключенных. Эту музыку на предельно высокой громкости заставляли слушать противников режима много часов подряд, рассчитывая тем самым сломить их волю. Об этом в своем исследовании, приуроченном к 40-летию военного переворота в Чили, сообщила сотрудник Манчестерского университета доктор Катя Чорник.

О принципах, на которых основана пытка музыкой, "Голосу России" рассказал заведующий кафедрой криминальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета Сергей Ениколопов:

"Наше ухо устроено таким образом, что разные частоты на него по-разному воздействуют. Есть частоты, которые вызывают сильнейший дискомфорт. Во-вторых, громкий звук, высокий уровень децибел является в первую очередь стрессом для уха, а еще и для мозга. В-третьих, ритм музыки тоже может быть непереносимым. Все эти три способа воздействия на мозг человека, а через него и на психику довольно часто используются при пытках".

Скачать аудио файл  

Может показаться, что выбор произведений Хулио Иглесиаса и Джорджа Харрисона в качестве орудия пыток довольно странен. Оба певца ни в коей мере не ассоциируются с насилием, а их песни приятны для любого уха. Однако, как пояснил Сергей Ениколопов, именно эти исполнители были выбраны с особым умыслом:

"Очень часто - и так поступали не только чилийцы, но и, например, аргентинцы – музыка использовалась, чтобы создать у заключенного ощущение потери чего-то очень хорошего, романтического, лирического. Заставляя человека слушать такую музыку, ему напоминают, что он уже арестован и хорошая жизнь никогда не вернется".

Скачать аудио файл

Казалось бы, такие методы, как пытка музыкой, должны были остаться в прошлом вместе с одиозными лидерами авторитарных режимов. Однако в реальности все иначе. Американцы и по сей день используют музыку для подавления воли своих противников. Известно, что во время атак в афганской кампании они включали на полную громкость тяжелый рок, чтобы ошеломить талибов, никогда прежде не слышавших ничего подобного.

А плененных террористов американские спецслужбы пытали не только роком, но и рэпом. Был даже составлен хит-парад песен, которыми истязали узников тюрем "Абу-Грейб" и "Гуантанамо". В этот перечень вошли хиты групп AC/DC, Aerosmith, Marilyn Manson, Metallica, рэперов Dr. Dre и Eminem, а также поп-исполнительниц Бритни Спирс и Кристины Агилеры.

Все это слабо вяжется с идеей борьбы за права человека, считает заведующий центром сравнительных исследований Института мировой экономики и международных отношений Никита Загладин:

"На территории самих США – почему они и располагают эти тюрьмы не на своей территории – соблюдаются определенные нормы, касающиеся прав заключенных. Там за пытки могут и к ответственности привлечь. А вот вне территории США, например в Гуантанамо или в секретных тюрьмах в Восточной Европе, они могут использовать эти методы без всякой оглядки на американское законодательство".Стоит добавить, что некоторым музыкантам нравится, что их творчество стало орудием пыток. Так, ударник группы Deicide Стив Эшейм заявил, что пленные террористы – "это не девочки из воскресной школы" и, стало быть, должны уметь стойко выносить воздействие громкой музыки. Впрочем, такая позиция, скорее, исключение.

Большинство музыкантов выступает против пыток музыкой. Например, лидер группы Metallica Джеймс Хэтфилд сначала пошутил, что он и его товарищи на протяжении многих лет мучали своей музыкой родных и близких, так почему бы теперь не помучить ею и иракцев. Однако позже Metallica все же потребовала от Пентагона не включать ее музыку во время допросов.

Артем Кобзев