Вся психология в одном университете

"Фонтанка.ру". "Работников подведут под стандарт". Материал о разработке профессиональных стандартов в МГППУ

СМИ о нас

04.11.2013 13:14

Уже в ближайшее время устроиться на новую работу смогут только специалисты, соответствующие требованиям профессиональных стандартов. Первые три таких документа – для педагогов, специалистов по социальной работе и патентоведов - уже разработаны. Они определяют квалификационные требования по каждой профессии.

В планах чиновников - внедрить стандарты для 800 профессий. Теоретически такие документы упростят поиск и наём сотрудников – позволят работодателю не расписывать подробно все свои пожелания и требования, сославшись на «типовые условия». Они же могут быть прописаны в трудовом контракте, а выявленное в ходе переаттестации несоответствие стандарту является поводом для увольнения. Новые документы призваны заменить морально устаревшие, но формально действующие Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС).

Эксперты неоднозначно относятся к стандартизации труда. «Идея благая – не новая, но актуальная, – полагает директор агентства «HeadHunter Северо-Запад» Юлия Сахарова. – Профессиональные стандарты важны в первую очередь для образовательных учреждений, так как позволят описать и унифицировать подготовку по ряду новых специальностей и освежить набор необходимых компетенций по остальным, учитывая современные требования бизнеса к качеству выпускников. В теории профессиональные карты должностей должны сделать проще процесс первичного отбора кандидатов и прозрачнее систему мотивации: специалистам разного уровня и с отличающимися компетенциями – разный уровень заработка».

В то же время, по мнению Юлии Сахаровой, для коммерческих организаций профессиональные стандарты могут оказаться неудобными, громоздкими и в полной мере не соответствовать фактическим функциональным обязанностям сотрудника.

«Многие работодатели, скорее всего, захотят дополнительно проверить сертифицированного специалиста на необходимые ключевые навыки, актуальные для конкретной должности и бренда, – понять, что за человек стоит за сертификатом, и насколько он соответствует корпоративному духу компании и ее ценностям. И будет ли вызывать доверие сертификат соответствия сотрудника общепринятым профессиональным стандартам, если диплом это доверие потерял?» – вопрошает Юлия Сахарова.

Участники рынка полагают, что внедрение стандартов приведет к формализации требований, а негативным примером такого подхода к оценке человеческого ресурса называют введение ЕГЭ для творческих специальностей. Разрабатываемые проекты профессиональных стандартов подтверждают такие сомнения.

Первый учитель

Поправки в Трудовой кодекс РФ, предусматривающие введение профессиональных стандартов, были приняты почти год назад. Но только сейчас Министерство труда и социальной защиты РФ утвердило первые три документа, которые вступят в силу после их регистрации в Минюсте и официального опубликования. Они затронут деятельность педагогов (школьных преподавателей и воспитателей дошкольных учреждений), специалистов по патентоведению и по социальной работе. «Все стандарты прошли обсуждение внутри профессионального сообщества», – утверждают в пресс-службе Минтруда.

По объему новые документы порой в десять раз больше разделов действующих квалификационных справочников, устанавливающих требования к той или иной специальности. Например, преподавателям предстоит изучить два десятка страниц сложных таблиц. Тогда как сами разработчики стандарта (эксперты Московского городского психолого-педагогического университета) утверждают, что как раз существующие квалификационные характеристики и должностные инструкции являются «громоздкими, сковывающими инициативу учителя, обременяющими его формальными требованиями и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми, не отвечающими духу времени».

Опрошенные журналистом «Фонтанки» преподаватели убеждены в обратном – по их мнению, новый стандарт не свободен от указанного разработчиками недостатка действующих норм. «Нужно совершенно не понимать специфику учительского труда, чтобы не учитывать, что возможности преподавателя ограничены исполнением прямых обязанностей. Ежедневная подготовка к урокам и внеклассным мероприятиям, проверка ученических работ, постоянная забота о самообразовании и повышении квалификации не оставляют времени для изучения подобных документов и старания привести свою работу в соответствие с ними», – говорит учитель с более чем сорокалетним стажем Татьяна Авлова.

Показателем формального отношения к деятельности педагога, по ее мнению, является использование понятия «образовательные услуги». «Оно низводит преподавателя до уровня прислуги и превращает несовершеннолетнего в клиента, который может требовать качественного сервиса и не обязан выполнять требования учителя. Выражение «образовательные услуги» применимо лишь к платным курсам, работе репетиторов и тому подобному. Профессор, оказывающий услуги студенту, – это нонсенс», – убеждена Татьяна Авлова.

Скептическое отношение к утвержденным стандартам высказали представители и других профессиональных сообществ. «Стандарт специалиста по патентоведению хорош только тем, что он появился хотя бы в таком виде, – говорит член правления Ассоциации патентоведов Санкт-Петербурга Валерий Мордвинов. – Петербургские патентоведы, большинство из которых перешагнули пенсионный рубеж, пока в основном соответствуют требованиям нового стандарта. В этом заслуга советской патентной системы, где кадры патентоведов создавались по принципу «выше высшего». Но требования к квалификации соответствующих специалистов занижены. Например, в области патентных исследований считается достаточным знать и уметь пользоваться базами данных Роспатента и основными бесплатными зарубежными поисковыми системами, тогда как о профессиональных ресурсах разработчики стандарта даже не заикаются», – отмечает Валерий Мордвинов.

С другой стороны, все проекты профессиональных стандартов проходят публичные обсуждения. Например, в октябре любой желающий мог оценить и высказать свои замечания в отношении квалификационных требований к специалистам в области связи, малярам, системным администраторам, ряду инженерных работников и тем же спортсменам. До 8 ноября продлится обсуждение профессиональных стандартов журналистов, редакторов, продюсеров, музейных работников, ведущих телевизионных программ и иных профессий в области массовых коммуникаций и культуры.

Павел Нетупский, "Фонтанка.ру"

Ссылка на материал