Вся психология в одном университете

Ольга ПАВЛОВА. "Чеченский этнос: социально-психологический портрет". Радиостанция "Голос России"

СМИ о нас

Что из себя представляет социально-психологический портрет чеченского этноса? Какие они, чеченцы, насколько важны для них традиции, чем гордятся и что не приемлют, - обо всем этом разговор в прямом эфире с доцентом Московского городского психолого-педагогического университета, кандидатом педагогических наук Ольгой Сергеевной Павловой.

Автор и ведущая – Мадина Амагова

Гость в студии:

Павлова Ольга – доцент Московского городского психолого-педагогического университета, кандидат педагогических наук.

Мадина Амагова: Говорить мы будем о социально-психологическом портрете чеченцев. Какие они, насколько важны для них традиции, чем гордятся и, наоборот, - обо всем этом мы будем разговаривать с доцентом Московского городского психолого-педагогического университета, кандидатом педагогических наук Ольгой Сергеевной Павловой.

Ольга, сколько длилась работа над книгой? Книга замечательная, вызвала большой интерес, я ее очень рекомендую. Какую литературу Вы использовали? Как часто приходилось бывать в Чечне?

Ольга Павлова: Впервые в Чечню я попала в 2008 году, с тех пор я езжу в Чеченскую республику каждый год по нескольку раз – раза 3-4 в году я обязательно провожу по неделе-две в Чеченской республике. Я останавливаюсь в семьях у своих друзей, знакомых как в Грозном, так и в других районах. Например, в Веденском районе селе Беной я прожила 10 дней. Это было замечательное время моего отпуска. Во время моих поездок я набирала какой-то материал, потому что я наблюдала за жизнью, за отношениями в семье, за общественной жизнью, за личным пространством. Естественно, раскрывались какие-то особенности социально-психологического портрета чеченцев. С 2009 года я начала собирать анкеты, где были различные вопросы и психологические тесты. Сбор анкет продолжался три года, потом началась статистическая обработка анкет, их анализ, а потом уже само написание книги. Я использовала и литературу, прежде всего написанную самими чеченскими авторами о себе.

Мадина Амагова: Сколько длилась работа над книгой?

Ольга Павлова: Саму книгу я писала год.

Мадина Амагова: Изучение истории чеченцев помогло Вам понять этот этнос?

Ольга Павлова: Безусловно, потому что историческая память народа – это очень важный фактор этнического самосознания. Говорят, что все чеченцы – историки, даже те, которые не имеют специального образования. Они очень хорошо знают историю своего народа. Это очень актуально. К сожалению, чеченская история содержит очень много драматических эпизодов как в царской России, так и в советское время и совсем недавнее прошлое. И поэтому эта историческая память содержит очень много болезненных воспоминаний и ран, которые, безусловно, отражаются на психологии чеченского народа. Для того, чтобы лучше понимать то, что сейчас происходит в республике, то, чем были вызваны последние события, нужно знать чеченскую историю.

Мадина Амагова: Что из себя представляет социальная структура чеченского общества? Насколько современные чеченцы придают значение своему происхождению, тейпу, тукхуму?

Ольга Павлова: Это очень интересный вопрос. Во время чеченских войн это понятие тейпа было очень актуальным. Но я обнаружила в чеченской литературе информацию о том, что тейповые отношения в настоящее время не имеют такой реальной силы и не отражаются на социальной структуре чеченского общества. Это скорее дань исторической памяти, нравственный потенциал, источник традиций и обычаев. Мои респонденты тейповую идентичность практически не обозначали в ответах на вопросы анкеты. Они называли себя чеченцами, мусульманами, но никак не представителями какого-то определенного тейпа или тукхума. Тем не менее, в чеченском обществе родственные отношения, семейные отношения имеют очень большое значение. И поэтому чеченец – это не отдельная личность, а это представитель определенного рода, определенной семьи. Чеченец должен свое поведение соизмерять с поведением своих родных, близких, с памятью своего рода. Он несет ответственность за семь поколений своих предков и потомков.

Мадина Амагова: Какую роль играют традиции и обычаи в чеченском обществе?

Ольга Павлова: Традиции и обычаи играют большую роль в регуляции как семейных, так и общественных отношений чеченцев. Конечно, к сожалению, из-за прошедших войн традиции в большой степени подверглись трансформации. Но сейчас руководство Чеченской республики, общественные, религиозные деятели уделяют большое внимание возрождению традиций. Не даром большинство чеченцев в ответ на мой вопрос о том, какой период сейчас переживает чеченская культура, ответили, что возрождение.

Полная версия доступна в аудиоформате

Ссылка на материал