Вся психология в одном университете

"Внимание НКО и СМИ к судьбе девушки с инвалидностью помогло ей отстоять свое право на высшее образование". "Агентство социальной информации"

СМИ о нас

МОСКВА. История девушки с инвалидностью Наташи Егоровой, получившей отказ от чиновников в рекомендации для поступления в вуз, подходит к счастливому финалу. Наташу готовы принять на обучение в Московский психолого-педагогический университет, а Российский союз ректоров обращает внимание руководителей всех высших учебных заведений страны на необходимость соблюдать Конвенцию о правах инвалидов.

История Наташи получила широкий резонанс после выхода материала «Девушке с инвалидностью чиновники закрыли двери в вуз» в газете «Московский комсомолец». Поводом для публикации стало выступление мамы Наташи Валентины Анатольевны на круглом столе в Общественной палате РФ, на котором подростки с инвалидностью высказали свою точку зрения на образование и отношение общества к людям с ограниченными возможностями здоровья. Валентина Анатольевна рассказала о барьерах, препятствующих дальнейшему обучению ее дочери.

Поскольку Наташе уже исполнилось 18 лет, она смогла пройти переосвидетельствование в Бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) для получения группы инвалидности и оформления индивидуальной программы реабилитации (ИПР). Учитывая ее планы на получение высшего образования, Наташе Егоровой нужна была соответствующая запись в ИПР, которая позволила бы ей подавать документы в вуз. Наташа с мамой обратились в МСЭ с просьбой дать ей эту рекомендацию. Однако специалисты МСЭ отказали девочке под предлогом того, что она все равно не сможет впоследствии найти работу. «Они сказали – не занимай место здоровых детей!», — процитировала Валентина Анатольевна слова чиновников.

После статьи Анастасии Кузиной в «Московском комсомольце» к Наташе приезжали съемочные группы нескольких телеканалов, а читатели и зрители предлагали свою помощь и интересовались, чем все закончилось.

Теперь с аттестатом и другими документами Егоровых ждут в МГППУ, где с 2006 года на факультете дистанционного обучения открыта программа обучения по направлению «Психология» для студентов с ограниченными возможностями здоровья. В последний год Наташа занималась здесь на подготовительных курсах, а ее мама ходила туда на специальные семинары для родителей, имеющих детей с инвалидностью. В своей работе вуз использует возможности современных интернет-технологий, которые позволяют обеспечивать непосредственное общение преподавателей и студентов, не выходя из дома, как один на один, так и в группах. Кроме того, для студентов налажена система онлайн-трансляций лекций, проходящих в аудиторных условиях в МГППУ, интернет-семинаров, а также интернет-консультаций.

В день официального старта приемной кампании, 20 июня, стало известно, что Союз ректоров рекомендовал вузам расширить меры обеспечения академических прав инвалидов. Генеральный секретарь Российского союза ректоров, член Комиссии при Президенте России по делам инвалидов Ольга Каширина обратилась к председателям региональных советов ректоров: «Прием должен проходить в полном соответствии с Конвенцией ООН о правах инвалидов. Известны факты, когда абитуриенты-инвалиды скрывают свою инвалидность — только по причине инертности и определенного равнодушия среды. Сегодня, после подписания конвенции, такие факты недопустимы, на вузовском этапе мы должны это преодолеть. И всецело поддерживать стремления абитуриентов-инвалидов быть активными членами общества, получить реальные знания, чтобы в будущем самостоятельно строить свою профессиональную траекторию».

Разрешению ситуации с получением высшего образования способствовала также юридическая служба РООИ «Перспектива». Наташа Егорова уже два года является постоянным участником программ и мероприятий «Перспективы» и Фонда «Лучшие друзья».

Отказ внести в ИПР рекомендательную запись о получении высшего образования является неправомерным, поскольку Россия ратифицировала в 2012 году Конвенцию ООН о правах инвалидов, кроме того, получение высшего образования в специально созданных условиях людям с инвалидностью гарантируется Федеральным законом «Об образовании в РФ», отмечает руководитель юридической службы РООИ «Перспектива» Михаил Черкашин.

«К сожалению, действующим российским законодательством не установлены четкие требования к условиям получения рекомендаций по образованию со стороны специалистов медико-социальной экспертизы», — говорит Михаил Черкашин.

По его словам, правила признания лица инвалидом и приказ Минздравсоцразвития РФ об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан не устанавливают четких требований к выдаче рекомендаций по получению того или иного вида образования, что приводит к субъективной и произвольной оценке необходимости и потребности людей с инвалидностью в образовании.

«Сегодня эта проблема имеет важное значение для людей с инвалидностью, так как в результате оценки органов МСЭ человек может быть лишен возможности реализовать свое законное право на профессиональное образование», — добавляет юрист.

РООИ «Перспектива» дает следующие рекомендации для абитуриентов с инвалидностью, у которых могут возникнуть проблемы при поступлении в вуз.

В случае отказа внести запись о рекомендации получения высшего образования, согласно правилам признания лица инвалидом, человек, имеющий инвалидность, вправе обжаловать данное решение в вышестоящее Бюро МСЭ в месячный срок. Также можно оспорить отказ в судебном порядке. Следует отметить, что вопросы оформления ИПР носят индивидуальный характер. Отказ органов МСЭ не всегда является прямым нарушением прав и может носить спорный характер. Поэтому юристы обращают внимание на обоснование отказа со стороны органов МСЭ: только в случае, если оно прямо противоречит имеющимся справкам и рекомендациям со стороны врачей, находящимся в деле, это указывает на неправомерность такого отказа.

Юлия Вяткина

Ссылка на материал