Вся психология в одном университете

15-17 сентября 2015 в МГППУ проведен всероссийский семинар-совещание по обмену опытом лучших практик реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы

Релиз

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования городы Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ПРЕСС-СЛУЖБА

Пост-релиз от 17.09.2015

Государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет» (в рамках реализации Государственного контракта от «10» апреля 2014 года № 07.028.11.0005 «Повышение квалификации руководителей и педагогов общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ по вопросам реализации федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы») 15 – 17 сентября 2015 года проведен всероссийский семинар-совещание по обмену опытом лучших практик реализации федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы. Во время проведения семинара были обсуждены результаты двухлетней апробации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью и выработаны стратегии решения возможных проблем при их внедрении. 

Участниками семинара стали 235 человека: специалисты органов государственной и муниципальной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, специалисты психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПк) общеобразовательных организаций, апробирующих ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью; представители институтов дополнительного профессионального образования, представители общественных организаций, решающие проблемы образования обучающихся с ОВЗ из 30 субъектов Российской Федерации.

Первый день семинара прошел в здании Министерства образования и науки РФ. В работе семинара приняли участие 1040 человек. Из них 210 человек работали в зале, а и 830 специалистов участвовали в видеотрансляции мероприятия. 

Участниками семинара стали специалисты органов государственной и муниципальной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, специалисты психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПк) общеобразовательных организаций, апробирующих ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью; представители институтов дополнительного профессионального образования, представители общественных организаций, решающие проблемы образования обучающихся с ОВЗ из 43 субъектов Российской Федерации.

Государственную политику реализации федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы представил на пленарном заседании Сильянов Евгений Александрович, директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации. Академик РАО, д.п.н., профессор, директор ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» Малофеев Николай Николаевич говорил о важности поддержки процесса внедрения стандартов научными организациями, Алехина Светлана Владимировна, к.псх.н., доцент, проректор по инклюзивному образованию ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет, как основное условие успешности внедрения стандартов, поставила вопрос о готовности педагогических кадров. 

На двух секционных заседаниях первого дня семинара были выслушаны доклады представителей 9 субъектов Российской Федерации. 

Непосредственные разработчики ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью - Ильина Светлана Юрьевна, д.п.н., профессор, заведующая кафедрой олигофренопедагогики и Красильникова Ольга Александровна, д.п.н., профессор кафедры сурдопедагогики ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» остановились в своих выступлениях на организации образования обучающихся с легкой умственной отсталостью и обучающихся с нарушением слуха в свете требований ФГОС.

Первый заместитель министра общего и профессионального образования Свердловской области, к.э.н. Пахомов Алексей Александрович осветил практику работы по апробации и введению федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Свердловской области, Спиридонова Надия Габдуловна, начальник отдела образования Комитета по образованию города Санкт-Петербурга говорила о практике апробации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью. Региональная специфика апробации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью была представлена в выступлениях Хотько Светланы Валерьевны, заместителя председателя Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, Марьенкиной Оксаны Владимировны, начальника отдела специального (коррекционного) образования и учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Министерства образования Омской области, Барковской Ларисы Юрьевны, начальника отдела специального, дополнительного, физкультурно-спортивного образования и воспитания Министерства образования Калининградской области, Пушкиной Татьяны Владимировны, ведущего специалиста отдела общего образования Министерства образования Республики Карелия, Морозовой Ирины Викторовны, начальника Управления общего образования Министерства образования Московской области, Ильиной Анной Владимировной, руководителем Центра научно-методического сопровождения обучения детей с особыми образовательными потребностями ГБОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования». Проректор по учебной работе ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края» Гарднер Валерия Валерьевна в своем выступлении подчеркнула важность комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при внедрении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью.

Во второй день - 16 сентября 2015 г. - всероссийский семинар-совещание проходил в главном здании Московского городского психолого-педагогического университета. С докладами о результатах апробации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью выступили представители 7 субъектов Российской Федерации. Шумарина Алла Павловна, к.п.н., заместитель начальника Управления дошкольного, общего, специального (коррекционного), дополнительного образования и воспитания Департамента образования Ивановской области говорила об организационно-управленческих аспектах внедрения ФГОС для детей с ОВЗ в Ивановской области; Мясникова Маргарита Валентиновна, консультант Департамента общего образования Министерства образования и науки Ульяновской области осветила, региональные особенности реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью в Ульяновской области; Урсу-Архипова Антонина Петровна, к.фил.н., начальник Управления общего образования Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа ‒ Югры представила региональные аспекты апробации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью на территории Ханты-Мансийского автономного округа; Усманов Ахмед Рамазанович, заместитель министра образования и науки Чеченской Республики рассказал о результатах апробации федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Чеченской Республике.

В заключительный день семинара – 17 сентября 2015 г. – были проведены практико-ориентированные семинары по вопросам обеспечения и реализации адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с нарушениями слуха, зрения, с расстройствами аутистического спектра, с умственной отсталостью 

На вопросы специалистов субъектов Российской Федерации ответили разработчики ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью: Красильникова Ольга Александровна, д.п.н., профессор кафедры сурдопедагогики ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», Яхнина Елена Захаровна, к.п.н., профессор кафедры сурдопедагогики ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», Комова Наталия Сергеевна, науч. сотр. лаборатории содержания и методов обучения детей с нарушением зрения ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Любимов Алексей Алексеевич, науч. сотр. лаборатории содержания и методов обучения детей с нарушением зрения ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»; Левченко Ирина Юрьевна, д.псх.н., профессор лаборатории специального и инклюзивного образования Института специального образования и комплексной реабилитации ГБОУ ВО «Московский городской педагогический; Гусейнова Аща Айирмагомедовна, к.п.н., доцент Института специального образования и комплексной реабилитации ГБОУ ВО «Московский городской педагогический; Костенкова Юлия Александровна, к.п.н., доцент, заведующая кафедрой специального (дефектологического) образования ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет»; Коробейников Игорь Александрович, д.псх.н., заместитель директора ФГБНУ Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»; Бабкина Наталия Викторовна, к.псх.н., ст. науч. сотр. ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»; Хаустов Артур Валерьевич, к.п.н., научный сотрудник Института проблем инклюзивного образования ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет»; Морозов Сергей Алексеевич, к.б.н., доцент, вед. науч. сотр. ФГАУ «Федеральный институт развития образования»; Царев Андрей Михайлович, к.п.н., директор МОУ «Центр лечебной педагогики» г. Пскова; Ильина Светлана Юрьевна, д.п.н., профессор, заведующая кафедрой олигофренопедагогики ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»; Бгажнокова Ирина Магомедовна, к.псх.н., профессор, заведующая кафедрой специальной психологии и коррекционной педагогики ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования».

Представители субъектов высказали свои предложения по изменению адаптированных основных образовательных программ для повышения качества образовательных услуг. 

По результатам семинара-совещания были подготовлены рекомендации по внесению изменений в представленные примерные адаптированные основные образовательные программы.

Информация о Всероссийском семинаре-совещании размещена на сайтах:

http://www.inclusive-edu.ru

http://www.edu-open.ru