Вся психология в одном университете

Шведские исследователи и педагоги, приглашенные Виталием Рубцовым в 91-ю московскую школу, «потрясены высочайшим уровнем подготовки учителей, творческим подходом к организации и построению уроков»

Новость

17-19 октября 2016 года по приглашению ректора МГППУ, директора Психологического института РАО, академика Виталия РУБЦОВА Москву посетила делегация шведских психологов и педагогов: профессор Стокгольмского университета Ингер Эрикссон, пять аспирантов Университета – Мари Бьорк, Дженни Фред, Лотта Андерссон, Жанна Туоминен и Пьер Хаканссон, а также Улла Рунессон, профессор Йёнчёпингского университета (Швеция).

В течение трех дней шведские исследователи и педагоги побывали на открытых уроках в 91-й московской школе, активно работающей по системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. Как заявила профессор Ингер ЭРИКССОН пресс-службе МГППУ, «мы просто потрясены высочайшим уровнем подготовки учителей, творческим подходом к организации и построению уроков»:

- Я уже не первый раз в этой школе, и мне очень хотелось показать своим аспирантам, ведущим исследовательскую и педагогическую работу в области математики, как система Василия Давыдова работает на деле. Сегодня вечером, после математики в пятом классе у Наталии ТАБАЧНИКОВОЙ, они сказали мне, что «никогда еще не видели такой степени свободы коммуникации детей на уроках и такой эффективности в обучении».

- Лично у меня есть огромное желание распространять систему Давыдова в школах моей страны. Я постараюсь приложить все усилия для того, чтобы шведские образовательные власти пошли мне навстречу, – заключила Ингер Эрикссон.

В беседе с пресс-службой МГППУ, поблагодарив Виталия Рубцова за приглашение посетить школу, профессор Улла РУНЕССОН подчеркнула:

- Лев Выготский, Василий Давыдов, Алексей Леонтьев – их имена очень хорошо известны во всем мире. Их труды изучают, штудируют во многих университетах, в том числе шведских. Проблема, однако, в том, что этих ученых больше знают как философов-теоретиков. И только здесь, в Москве, в 91-й школе я впервые увидела реальную практику, основанную на их теории. Впервые во всей полноте я поняла, как могут быть реализованы идеи Давыдова, какие инструменты применяют в обучении разновозрастных детей педагоги, работающие по его системе.

- Подключаясь к разговору с пресс-службой МГППУ, Ирина УЛАНОВСКАЯ, научный сотрудник Психологического института РАО, ведущая шведский проект, заметила, что сотрудничество Института с исследователями из Стокгольма продолжается уже несколько лет:

- Проблема совершенствования методик преподавания предметов, особенно математики, актуальна во всем мире. Наши коллеги из Швеции теоретически великолепно подкованы, если говорить о системе обучения и концепции Эльконина – Давыдова. Но только в 91-й школе, уникальном учебном заведении, они смогли увидеть реально действующие образцы.

- Три года назад, – говорит Ирина Улановская, – мы, ПИ РАО и МГППУ, со шведскими специалистами разработали совместную программу, большой научный и внедренческий проект. К сожалению, он до сих пор не стартовал из-за массы организационных трудностей.

- Давайте не забывать и о собственных проблемах, – подчеркивает Сергей ГОРБОВ, сотрудничающий с 91-й школой не одно десятилетие, научный сотрудник Психологического института РАО, автор знаменитых учебников математики для начальной школы:

- Нам нужно активнее распространять систему развивающего обучения в старших классах. У нас давно готовы учебные курсы той же математики для 5-6 классов и курс алгебры для 7-9 классов в рамках развивающего образования. Увы, эти учебные пособия так и не получили гриф. Следовательно, они не могут считаться учебниками, что создает немалые трудности в работе учителей.

- Что касается математики, то мы намерены в ближайшее время выстроить сквозное развивающее обучение вплоть до 9-го класса, – заявила пресс-службе МГППУ Наталия КРАСАВИНА, директор 91-й московской школы. – Относится это и к работе учителей русского языка и литературы. И уже сейчас внедрены курсы по естествознанию и химии в основной школе.

- Конечно, у нас много трудностей, – продолжает Наталия Красавина. – Знаете, какие вопросы все эти три дня чаще всего мне задавали шведские коллеги? Как Вам удается сохранять педагогический коллектив и традиции? Как ваши опытные педагоги передают свои знания молодым, которые, приходя в школу, впервые в своей практике сталкиваются с системой Давыдова?

- Это очень правильные и серьезные вопросы, - говорит Наталия Красавина. – Нам действительно часто не хватает учителей, специалистов, умеющих работать по Давыдову в основной школе. И здесь спасибо за методическую и практическую помощь всему коллективу ПИ РАО, который никогда нас не забывает. Огромное спасибо Сергею Федоровичу Горбову, который уже столько лет сопровождает обучение приходящих в школу молодых специалистов.

- Мы продвигаемся только вперед! – завершая разговор с пресс-службой МГППУ, сказала Наталия Красавина. – Родителями наших учеников выстраивание обучения по Давыдову вплоть до 9-го класса крайне востребовано. Мамы и папы приходят ко мне и прямо заявляют об этом. Им нравится та система, которую разработал Василий Васильевич. Им очень нравится, что к 5-му классу их дети не теряют мотивацию к обучению. Что их детям интересно и комфортно учиться.

ПРЕСС-СЛУЖБА МГППУ

Фото: Владимир ЯКОВЛЕВ