Вся психология в одном университете

Ученые из МГППУ выяснили, что рептилиям может быть известно о самих себе

Новость

Группа ученых из МГППУ, Московского института психоанализа, Института психологии РАН и МГУ им. М.В. Ломоносова впервые обнаружила предпосылки формирования самосознания у пресмыкающихся.

Одно из главных свойств психики человека - это наличие целостного и постоянного представления о самом себе, вне зависимости от времени и местонахождения. Самосознание - важнейшая черта человека, отличающая его от других животных. До сих пор механизм нашего «образа Я» изучался не глубоко: большая часть исследований этого феномена касается непосредственно человека или человекообразных обезьян.

Работа команды ученых из МГППУ, Московского института психоанализа, Института психологии РАН и МГУ им. М.В. Ломоносова, выполненная в рамках гранта РГНФ «Генезис и разнообразие восприятия характеристик собственного тела», - это попытка найти эволюционные предпосылки формирования самосознания человека на более ранней стадии эволюции.  

Как змеи и ящерицы могут помочь разобраться в происхождении нашего самосознания?

- Основную часть коры головного мозга человека, - рассказывает кандидат психологических наук, заведующий кафедрой общей психологии МГППУ Иван ХВАТОВ, - составляет так называемый неокортекс. Новая кора, как известно, отвечает за высшие нервные функции: сенсорное восприятие, выполнение моторных команд, а самое главное: она отвечает за предмет нашего интереса - осознанное мышление. У многих низших животных неокортекса вообще нет, а у рептилий он только-только намечается. Соответственно, нервная деятельность пресмыкающихся отличается от человеческой примерно так, как деревянные счеты - от высокотехнологичного компьютера.

- В случае рептилий, представляющих собой очень интересную биологическую модель, мы, практически, имеем дело с оголенным подсознанием. Например, у них нет заботы о потомстве. Детеныш рептилии выходит на свободу как будто с готовым набором инструкций, - объясняет один из участников исследования кандидат биологических наук Алексей СОКОЛОВ.

Вот почему сравнение поведения человека и рептилий в определенных ситуациях, по замыслу ученых, может помочь понять, где у человека  «граница» между подсознанием и самосознанием. Рептилии в этом случае выступают в качестве «отправной точки» или базиса.

Ученые в течение нескольких лет ставили эксперименты над змеями, сцинками, черепахами и ящерицами. Они пытались ответить на вопрос, когда в процессе эволюции начинает формироваться обобщенный психический образ собственного тела – перцептивная схема тела. Механизмом формирования данного образа является мышление, одним из фундаментальных свойств которого выступает способность экстренно решать задачи, с которыми животные сталкиваются впервые, и переносить полученный опыт на новые ситуации.

 - Если я пытаюсь пройти в низкую дверь с большим рюкзаком за спиной, я понимаю, что мне нужно пригнуться. То есть, я осознаю изменение схемы своего тела. А змея? Наше исследование было направлено на то, чтобы понять, способно ли животное модифицировать свою схему тела и переносить опыт, приобретенный в одной ситуации, в совершенно другую. Способность учитывать схему тела мы рассматриваем как эволюционную основу формирования самосознания и так называемой Я-концепции. Фактически, речь идет о способности приобретать  опыт из разных ситуаций и обобщать его, строя сложное  представление о себе, - объясняет Иван Хватов, руководитель исследовательской группы.

Серия экспериментов, в ходе которых животные должны были проникать из одного отсека в другой через отверстия разного диаметра, до и после изменения габаритов тела, показали, что пресмыкающиеся способны, пусть далеко не сразу и не все, но обобщать свой опыт. Например, змеи постепенно привыкли к тому, что после поедания мыши они могут попасть в соседний отсек только через более широкое отверстие, и с течением времени совершали меньше ошибочных попыток проникнуть туда через более привычное отверстие. Подробнее об экспериментах можно прочитать здесь.

- Обобщение все-таки происходит, хотя не настолько гибко, как у млекопитающих. Но в целом можно констатировать, что у пресмыкающихся начинают формироваться предпосылки того, что психологи называют Я-концепцией человека, - говорит Иван Хватов.

- Безусловно, проведенное нами исследование носит прежде всего фундаментальный характер, - рассказывает Александр ХАРИТОНОВ, кандидат психологических наук, заместитель директора Института экспериментальной психологии МГППУ. - Нам очень важно было понять, когда и как в ходе эволюции сформировались наиболее древние  предпосылки того феномена, который психологи обозначают как самосознание человека, как «способность принимать себя в расчет».

- А если животное действительно «принимает себя в расчет», способно «учитывать» изменения размеров своего тела и обобщать имеющийся опыт, то поведением такого животного человек может научиться управлять! – уверяет Алексей Соколов. – Ученые уже провели целую серию экспериментов по управлению поведением таких, например, животных, как черепахи.

- Кроме того, продолжает Алексей Соколов, - в будущем результаты экспериментов, которые мы сегодня проводим, безусловно, могут использоваться в медицине. Вот, скажем, черепно-мозговые травмы. Может ли рептильная часть мозга в этих случаях заменить  поврежденные области неокортиса? И как тогда будет происходить компенсация, например, при инсульте? Тут открываются перспективы для глубокой, целостной и одновременно прикладной области.

Комментируя эксперименты ученых с пресмыкающимися, доктор психологических наук, руководитель Института экспериментальной психологии МГППУ Владимир БАРАБАНЩИКОВ отметил, что «конечно же, данное исследование нельзя трактовать в тесной связи с понятием самосознания».

- Самосознание, как и сознание – это человеческая категория, - говорит Владимир Барабанщиков. – Оно присуще только человеку. И для того, чтобы говорить в этих терминах, надо для начала иметь теорию сознания и самосознания. А такой теории на сегодняшний день просто не существует.

Да, есть некие процессы управления поведением животных, но можно ли эти процессы называть сознанием и самосознанием - пока большой вопрос. Это не значит, что такого рода исследования не нужны. Они, безусловно, крайне нужны. Но нужна и теория, в которую могут быть вписаны результаты таких исследований.

Анна ТИТОВА,

Лев КУЛАКОВ,

Пресс-служба МГППУ