Вся психология в одном университете

Елена Дозорцева рассказала радиостанции "Вести ФМ" о том, как защитить жертв домашнего насилия

СМИ о нас

28 января Елена ДОЗОРЦЕВА, доктор психологических наук, профессор МГППУ, выступила в качестве эксперта в эфире радиостанции «Вести ФМ». Елена Георгиевна приняла участие в программе «Витаминка», посвященной теме «Защита жертв домашнего насилия». Предметом обсуждения стал охранный ордер для жертв домашнего насилия.

Ниже приведена краткая выдержка из интервью. Полную версию передачи с участием Елены Дозорцевой можно послушать на сайте радиостанции.

Ведущий программы Александр Андреев: На данный момент разрабатывается закон о защите жертв домашнего насилия. Будет ли это калька с западных аналогов?

Елена Дозорцева: Мы знаем, что другие страны делают в этой области, и, конечно, законодатели будут опираться на уже существующий опыт. Это закон, который позволит уберечь пострадавших – как правило, это женщины и дети – от насильника, тем, что ему предписывается не приближаться к пострадавшим, не владеть оружием. В случае нарушения данного предписания предусмотрены достаточно жесткие санкции. Это действительно важно.

А.А.:  Как я понимаю, не приближаться – имеется в виду, не только физически, но и не звонить, не беспокоить, в том числе, в социальных сетях. То есть, агрессор лишается возможности оказывать как физическое, так и моральное давление. Сразу возникает вопрос: а будет ли все это работать?

Е.Д.:  К сожалению, реализация законов всегда выглядит немного не так, как написано на бумаге. При создании этого закона необходимо продумать механизмы обеспечения выполнения данного закона. Так, законодательные акты за рубежом предписывают, что при попытке контакта жертва может обратиться в полицию, и вступают в силу санкции. При первом нарушении принимаются серьезные меры, а за вторым нарушением следует длительное тюремное заключение.

А.А.: С учетом того, что у нас еще такой системы не было, и механизмы еще нужно отработать, насколько это реально сделать в короткие сроки?

Е.Д.:  Трудно сказать, каким образом это будет внедряться, но мне кажется, что, в любом случае, время пришло для того, чтобы предпринимать что-то в этом отношении.

А.А.: Насколько часто бывает, что жертва молчит о факте насилия и даже его скрывает? Причины могут быть разные: не хотят выносить сор из избы, боятся и так далее.

Е.Д.:  Это то, что мы называем латентной преступностью в этой сфере – довольно большая доля преступлений, о которых мы не знаем, к сожалению. В частности, это касается сексуального насилия. Здесь сообщений существенно меньше, чем реальных фактов. Действительно, не каждая женщина и не каждый ребенок решится выдвинуть обвинения против собственного мужа или отца. Часто женщины боятся потерять источник материального обеспечения. Из-за этого страдают также и дети. Женщина должна задумываться не только о своей безопасности, но и о безопасности ребенка.

Пресс-служба МГППУ